Top.Mail.Ru
Пятый месяц: Я тебя боюсь, дядя!
Бесплатный звонок по России
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Пятый месяц: Я тебя боюсь, дядя!

Пятый месяц: Я тебя боюсь, дядя!

Малыш с каждой неделей становится все более и более активным. Он развивает свои физические и психические способности, пытается активно принимать участие в жизни Вашей семьи. Немного изменяется его режим, это может привнести в Вашу с крохой жизнь некоторые изменения. Когда кроха бодрствует, ему нужно чем-то себя занять, и он может взять в руки игрушку и поиграть с ней. В то же время, потеряв к ней интерес, он тут же бросает ее. Если малышу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать. Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение всем предметам, которые находятся рядом с ним. Относясь приветливо к любому новому гостю, он, тем не менее, делает четкое различие между знакомыми и незнакомыми людьми.

Ваш крошка всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Когда он устал или капризничает, его могут успокоить только родители. По мере того как ребенок знакомится с окружающим миром, у него появляются новые реакции. До этого момента вся его жизнь протекала между двумя состояниями - когда он был счастлив или несчастлив. К пяти месяцам уже можно различить, когда он возбужден или доволен и спокоен. С другой стороны, состоянию дискомфорта сопутствуют настороженность, печаль, страх. Многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которые выражаются в виде бессвязного лепета. Теперь он может означать: "посмотри на меня", "возьми меня на руки", "мне это не нравится".
Теперь поговорим об успехах малыша подробнее.
Итак…

Как я расту!

За этот месяц кроха, как правило, прибавляет в массе около 650-700 граммов, а в длину вырастает приблизительно на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр и груди на 1,5-2 см сантиметра. За этот месяц его вес удвоится в два раза, если сравнивать с весом при рождении. Если при рождении ребенок весил около 3кг, то увеличение массы вдвое может произойти уже в 4 месяца. Но, если ваш малыш родился с большой массой тела (около 4-4,5кг), то увеличение его веса вдвое следует ожидать немного позже – 5,5-6 месяцев.
Размер "родничка" на головке с каждым месяцем уменьшается, сейчас он примерно 1.5 на 1.5 см, хотя допустимы колебания, и это не патология. Однако, не забывайте, что за ним нужно ухаживать и держать в чистоте.

С каждым месяцем рост Вашего малыша постепенно замедляется. У каждого малыша есть индивидуальная программа роста и развития. Одни дети растут равномерно, другие периодически чередуют этапы ускоренного роста с этапами замедления, скачкообразно. Но ко второму полугодию малыш закономерно замедляет свой рост и прибавки массы. Так что не волнуйтесь. Малыш и не должен уже прибавлять по килограмму, прибавка в 300-500г очень хороша! Мы взрослые тоже разные – худые, толстые, высокие, низкие. Поэтому оставьте приоритеты оценки - хорошо ли ребенок набирает вес и рост, вашему педиатру, это компетенция специалистов.

Смотри, что я умею!

Начиная с 5 месяца, малыш уже в состоянии на некоторое время преодолевать вес своего тела, опираясь на локотки и поднимаясь на вытянутых ручках. Лежа на спинке, он все больше старается поднять головку и плечики. Он стремится встать. Если вы его поддержите под мышки, он будет ровно и устойчиво стоять пару минут. Некоторые малыши начинают осваивать перевороты со спины на животик.

Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, лежащие перед ним, и даже попытаться протянуть ручку к игрушке. Малыш пытается поползти на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину. Пока еще не очень уверенно и недолго, ребенок сидит, прислонившись к опоре – в детском креслице или в подушках, и делать это стоит не более 30-60 секунд. Сидячее положение открывает новые возможности для исследования предметов и игры с ними, но по-настоящему сядет малыш позже, пока еще мышцы и позвоночник не готовы к этому. Ребенок подолгу может трясти погремушками, вслушивается в звучание, рассматривает и тянет их в ротик. Уронив погремушку, малыш пытается отыскать ее глазами и дотянуться до нее.
Время полной беспомощности крохи прошло, не забывайте об этом и не оставляйте его без присмотра в тех местах. Откуда он может упасть! Лучше положить ребенка на не совсем чистый пол, и быть точно уверенным, что он никуда не денется.

Малыш растет и набирается сил, чтобы вскоре сесть, а затем поползти и вставать. Вы думаете, что крохе еще рано ползать? Начинать учить кроху этому навыку уже можно. Положим ребенка на животик, перед ним на коврике поставим одну или две знакомые ему игрушки так, чтобы кончиками пальцев малыш мог чуть касаться одной из них. Сами садитесь напротив, поощряйте кроху, в его попытках дотянуться до игрушек. И его веселые «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут малыша к игрушке, он прикоснется к ней или схватит ее. Причем это вызовет бурю восторга! Теперь немного облегчим крохе задачку! Положим его на животик так, чтобы ножки могли упереться в стену или плотный предмет, когда он начнет тянуться до игрушки. Может быть, не с первой попытки, но малыш обеспечен на успех! Еще можно подставить к ступням малыша свою руку, чтобы он мог упереться в нее, когда будет тянуться к игрушке. Можете чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его ступни, и он немного продвинется вперед. Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно похвалите его!

К 5 – 5,5 месяцам ваш кроха сосредоточенно начнет стремиться захватить игрушку. И не сомневайтесь, у него все получится! Теперь он ее захватит и удержит самостоятельно, по-взрослому, противопоставив большой пальчик другим. Такое произвольное захватывание предмета и овладение им – важный этап в развитии вашего крохи! Это этап активного познания его окружения.

На пятом месяце жизни ваш карапуз становится достаточно подвижным. Он не только изучает окружающий его мир, но и себя. Он наблюдает за своими руками и пытается схватить все, что попадается ему на глаза. Ребенок уже умеет перекладывать предмет из одной руки в другую и брать его двумя руками. Все без исключения предметы привлекают внимание малыша, но просто смотреть не интересно – нужно попробовать, поэтому он все тянет в ротик. И ни какой лени! Вы можете гордиться целеустремленностью вашего малыша!

С этого возраста малыш уже может снимать с ложечки губами более густую пищу, чем молочко. Если вы сторонни педагогического прикорма, тогда можно предложить карапузу помусолить кусочек очищенного овоща или фрукта, если ему понравится, он попросит еще. Это возраст, когда многие малыши-искусственники начинают свой первый опыт прикорма. Мама с гордостью дает крохе маленькую ложечку овощного пюре. И ему нравится, он готов уже пробовать что-то еще, кроме маминого молочка.

Я тебя боюсь!

В этом возрасте малыш продолжает изучать мир вокруг, себя. В этом возрасте он не только уже узнает близких людей, маму и папу, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от незнакомых. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

В течение следующего месяца, могут появиться первые признаки странного беспокойства. Малыш с опаской относится к посторонним людям и может настороженно рассматривать лицо подошедшего незнакомца. Попросите друзей или родню, пришедших к вам в гости, не кидаться сразу, с порога к ребенку. Посидите на расстоянии от малыша примерно 15-20 минут, не обращая на него особого внимания. Обычно ребенок становится более дружелюбным, если у него есть возможность сначала изучить пришельца в безопасности, на ваших коленях или находясь от него на расстоянии. Чаще всего родители в этом возрасте задаются вопросом: ”Почему же он боится бабушки или дедушки, которые приходят к ним в гости?” Здесь следует подчеркнуть, что малыши приветливо узнают только тех людей, которые их окружают постоянно. Памяти малыша хватает пока на 3-4 дня, и понятно, что если бабушка или дедушка посещают малыша раз в неделю или даже месяц, они будут восприниматься малышом как чужаки. Для развития малыша эта фаза отчуждения играет серьезную роль. В этот момент он “открывает” нечто вроде чувства собственного Я. Это огромный шаг в его социальном развитии! Чувство страха перед незнакомыми людьми свидетельствует о глубокой эмоциональной связи с близкими ему людьми (матерью, отцом, или другим ему близким человеком).

Карапуз очень внимательно вас изучает. Сначала ваши глаза (он следит за их движениями), затем нос, рот, руки и, конечно, же, вашу одежду. Он запоминает все черты вашего лица и для него формируется образ самого дорогого человека в мире – мамы! Если малыш обнаружит ваш халатик или кофточку на другом человеке, будь это бабушка или совсем не знакомая тетя, ему трудно будет понять такое "перевоплощение".

Освоим простые движения!

В этот период все части тела малыша становятся очень гибкими. Одним из любимых самостоятельных занятий малыша становится "аэроплан" – лежа на животике, карапуз поднимает и тянет головку вверх, ручки разводит в стороны и поднимает вверх ножки, при этом спинка становится ровной или немножко выгибается внутрь. Еще одно любимое упражнение крохи – "мостик" – упираясь головкой и ступнями ног в опору, он поднимает таз и туловище, и таким образом выгибается в дугу. Не волнуйтесь – это тоже своеобразная гимнастика.

Эти несложные упражнения отлично укрепляют мышцы шеи и спины. До этого малыш изучал свои ножки, разглядывая их, теперь он тянет пальчики ножек себе в ротик и для карапуза это обычное занятие! Это для вас это сложно, а для него засунуть пальчик в ротик так интересно и легко выполнимо.

Малыш хватает все, до чего может дотянуться, рассматривает и тут же тянет вещи в ротик. Не мешайте этому, главное, конечно, чтобы не было токсичной окраски и острых сторон или углов, мелких деталей и отвинчивающихся участков! Таким образом, происходит процесс познания окружающего мира. Пока его рот – это лучший инструмент для исследования предметов. Он кусает предметы, облизывает, пытаясь по-разному ощутить их. Не мешайте чаду тянуть игрушки в рот, тщательно следя при этом за их чистотой. Когда он подрастет и научится изучать игрушки по-другому, малыш не будет тянуть все предметы в рот. А пока давайте ему игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые, тряпочные). Главное, чтобы материалы из которых изготовлены все игрушки, были безопасными. А сами предметы не были острыми и слишком мелкими. Тянуть игрушки в рот полезно не только для того, чтобы их лучше изучить. Это полезно и для последующего обучения навыку самостоятельного приема пищи. В будущем ребенку можно дать в руку сушку или крекер и помочь поднести руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно, чтобы не вызвать аллергии. Кроме этого, маленькому человеку полезно узнавать новые запахи. Это в дальнейшем обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать разные запахи, приятные и неприятные: запах ваших духов, запах молока, запах, дыни, запах чеснока, ванили и т.д. Скатайте несколько ватных шариков. Смочите один духами, другой – соком какой-либо свежей ягоды и по очереди поднесите к носу малыша. Помните, что у деток с аллергией подобные эксперименты недопустимы. Посмотрите на его реакцию, и вы поймете, какой запах ему больше нравится. От неприятных запахов он будет отворачиваться и морщить нос. Через несколько дней познакомьте малыша с другими запахами (йогурт, детский шампунь или мыло и т.п.) Не подносите слишком близко к его носу шарики с очень резким запахом.

Одним из самых любимых занятий пятимесячного малыша становится сдергивание с себя одеяла, когда вы так стараетесь его укрыть. Развивайте умение брать предметы из разных положений и удерживать в каждой руке. Не старайтесь приучать ребенка действовать только правой рукой. Развивайте обе ручки!
В этот период жизнь маленького ребеночка становится очень насыщенной. Период бодрствования после сна увеличивается, поэтому у него есть больше времени для усовершенствования своих движений и знакомства с окружающим миром. Он может долго "разговаривать" на "своем" языке, изучать все ручками, ротиком, глазками, касаниями, различать запахи. Малыш рано просыпается, поэтому уже в 7 часов (а может быть и раньше) он хочет играться, в отличие от вас. Поэтому положите ему в кроватку несколько ярких мягких игрушек – проснувшись утром, малыш поиграет с игрушками, а вы сможете немного дольше поспать.
Ваш ребенок становится все более активным и подвижным, следовательно, вам придется больше запрещать, что, в свою очередь, будет вызывать протест со стороны вашего чада. Несмотря на то, что ребенку необходима некоторая стабильность и регулярность, которые являются основами дисциплины, не переусердствуйте, не требуйте от него невозможного. Малыш уже чувствует ваше настроение: если вам хорошо, ему тоже хорошо.

Все вижу. Все слышу!

У малыша улучшаются зрение и слух. Он начинает замечать цветовые различия (желтый и синий цвет), внимательно смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы руками, прикасается к носу, глазам, дергает за волосы, сует родителям пальцы в рот, когда они с ним разговаривают. Ребенок замечает изменения в окружающей обстановке (например, когда родители меняют игрушки на мобиле, совершают действия с игрушками) и эмоционально реагирует на эти изменения. Малыш начинает прислушиваться к звукам окружающей среды - звонку телефона или урчанию работающей бытовой техники, пытается отыскать глазами источник звука. Расстояние, на котором ребенок реагирует на удаленные звуки, увеличивается до 2,5-3 метров.

Зрение малыша совершенствуется. В этом возрасте ребенок уже может фиксировать свой взгляд на предмете, который вы ему показали, поворачивать головку и следить за его перемещениями взглядом. Если раньше у ребенка еще допускалось косоглазие, то в этом месяце оно должно окончательно пройти. Если вы уверены, что малыш продолжает "косить" глазками, обязательно проконсультируйтесь у детского офтальмолога. Мышцы, которые отвечают за содружественное движение глаз, можно тренировать и усовершенствовать с помощью ежедневных простых упражнений, повторяя их несколько раз в день. Для этого разместите перед глазками малыша какой-нибудь блестящий предмет на расстоянии 35-40 см и перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз. Конечно, вашему крохе такое занятие очень быстро может надоесть, поэтому повторите это тренировочное упражнение несколько позже.

Слух малыша также улучшается. Теперь он четко знает направление звука, откуда он поступает. Реакция на услышанный звук у малыша разная: он может смеяться, плакать, содрогаться или вскрикивать. Но самым любимым звуком остается человеческий голос и особенно – ваш! Постоянно разговаривайте с вашим малышом. Называйте ему все предметы, озвучивайте все ваши действия, рассказывайте коротенькие сказки и стишки, пойте песенки.

Не сложно проверить, хорошо ли слышит ваш малыш. Для этого нужно чтобы в комнате была полная тишина. Отойдите от ребенка на 5,5-6 метров и сделайте хлопок ладошками или не очень громким голосом скажите что-нибудь, например, назовите малыша по имени. Когда ребеночек услышит звук, он не только повернет голову в вашу сторону, но постарается найти вас глазками. А теперь сделайте тоже самое с противоположной стороны. По окончании упражнения вы можете констатировать, что левое и правое ушко малыша слышат хорошо. Помните: проводить этот тест лучше всего в активный период дня, когда у ребенка хорошее настроение и он спокоен.
Если вы подозреваете, что со слухом малыша не все в порядке, он ослаблен, срочно обратитесь к детскому лор-врачу.

Я развиваюсь, многому учусь!

Находясь в комнате вместе с взрослыми, малыш старается быть активным участником событий, которые происходят вокруг него. Он пытается привлечь внимание взрослых, «подзывая» их к себе различными звуками. У ребенка появляется лепет, который усиливается, если взрослый заговаривает с ним или улыбается ему. При виде родителей малютка может производить так называемые «выкрики» радости. Находясь в одиночестве, малыш также может произносить различные звуки и звуковые цепочки, а при появлении в поле зрения взрослого - начинает активнее лепетать. Звуками он может выражать удовольствие или хорошее самочувствие. Кроха внимательно прислушивается к звукам, которые произносит, и радуется, когда их слышит.

Ребенок громко смеется, когда с ним что-либо делают, например, когда папа поднимает и опускает его, щекочет, дует на животик и волосы. Такие игры становятся любимым времяпрепровождением растущего малыша и родителей. Положив ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете вызывать его смех, произнося с разными интонациями и мимикой звуковые цепочки, например «ба-ба-ба», «ма-ма-ма » и т. д. Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте? Возьмите чадо на руки, поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание к отражению (постучите пальцем по зеркалу, позвоните в колокольчик за зеркалом). Сначала помашите перед зеркалом своей рукой и скажите: «Привет, привет!», а затем обхватите ручку малыша и помашите ею тоже. Когда вы находитесь перед зеркалом, выполняйте разные действия: хлопайте в ладоши, качайте головой, машите рукой, надувайте щеки, показывайте крохе язык и т.п.

Включите музыку, но не очень громко. Через несколько секунд выключите звук, а потом опять включите. Вы увидите, что малыш замечает, когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте магнитофон включенным на долгое время. Постоянный звуковой фон не очень полезен для малыша, он быстро начинает уставать, может начать зевать или капризничать. Давайте чаду слушать разную музыку: медленную, спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить с ним о том, какую музыку он слушает (грустную или веселую). Можно взять кроху на руки и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки. Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям нравится двигаться в ритме музыки вместе с мамой!

Посадите ребенка в слинг или эрго-рюкзак, берите его с собой по делам (исключением являются места, где много людей – рынки, магазины), знакомьте малыша с окружающим миром и новыми людьми. У него будет прекрасная возможность увидеть новых людей, понаблюдать за процессом вашего общения, а вы получите много комплиментов относительно маленького создания, похожего именно на вас. Поверьте, для малыша такая прогулка станет настоящим праздником!
"Ой, кто это на меня смотрит?" – подумает малыш, увидев свое отражение в зеркале. Он берет в ручки маленькое зеркальце, обследует его всеми возможными способами, а, увидев, свое отражение замирает на минуту и с интересом его рассматривает, не понимая, кто на него смотрит. Дело в том, что малыш пока не воспринимает "свое" отражение в зеркале, но он получает много впечатлений и в следующий раз постарается рассмотреть свое отражение лучше.

В этом возрасте малыш открывает для себя свое тело. Родители пятимесячного ребенка могут заметить, с каким интересом их карапуз изучает свои половые органы. Большинство из вас реагирует на это очень беспокойно. И зря! Потому что половые губы и член это такая же часть тела ребенка как ножка, ручка, ротик. Ребеночек просто изучает еще одну часть своего тела, и она очень интересна для ручек и глазок малыша. Не беспокойтесь, что это "грязно" или "аморально", лучше используйте момент и назовите ему все части тела, которые изучаются. Вы успокоитесь, а малыш, слушая ваш спокойный голос, перейдет к другому занятию.

Я кушаю!

Если ребенок находиться на искусственном вскармливании, то на пятом месяце при необходимости можно вводить в дневной рацион малыша первый прикорм. Для этого проконсультируйтесь с вашим педиатром, пусть он определит степень развития малыша и порекомендует, как правильно выбрать первый прикорм для вашего ребенка. В возрасте пяти месяцев первым прикормом может быть каша или овощное пюре.

Если малыш уже познакомился со вкусом овощей, то через две недели (а лучше подождать все таки месяц, за это время попробуете уже несколько овощей) после привыкания малыша к овощному пюре можно начинать введение злакового прикорма. Наиболее удобны сухие готовые каши. Для их приготовления нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой и перемешать. Достоинством этих продуктов (как и консервов детского питания) является их гарантированный химический состав, безопасность и насыщенность основными витаминами, кальцием, железом и минеральными веществами. Можно использовать и сухие молочные каши, требующие варки, муку для детского питания, а также обычную крупу, предварительно измельченную на кофемолке. Важно подчеркнуть, что в качестве первого злакового прикорма следует использовать безглютеновые злаки – рис, также гречневую и кукурузную муку; в остальных злаковых – ржи, пшенице, ячмене, овсе – содержится глютен. Это основной белок злаковых, у малышей он может вызывать такие неприятные явления, как боль и вздутие живота. Принципы введения каш такие же, как и для других видов прикорма – начинать с одного вида крупы, постепенно, через неделю после введения первой каши, попробовать другой вид, еще позже – можно перейти на кашу из смеси круп.

Если малыш на грудном вскармливании, то у него в этом возрасте бывает 6-8 дневных кормлений и 2-3 ночных. Ребенок, которого мать берет с собой за стол, может начать проявлять активный интерес к воде и пище взрослых, тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят.

Поговори со мною, мама!

Как подолгу и певуче гулит ваш кроха! Эти нежные и мягкие звуки во всевозможных сочетаниях приводят в восторг не только окружающих, но и его самого! Малыш, играя со звуками, накапливает опыт для овладения речью. Разговаривайте с малышом, называйте его по имени, спрашивайте, как он себя чувствует, что он хочет. Пусть ваша речь будет спокойной и сопровождается мимикой, так малыш быстрее поймет ее содержание.

Самым любимым делом малыша становится общение. Он с таким удовольствием пищит, аукает, складывая губки в трубочку, или вытягивает их в улыбку. Все делается для того, чтобы послушать себя или привлечь ваше внимание. Но самое большое удовольствие малыш получает от общения с вами. Именно теперь вы почувствуете как "ноет" ваша спина от общения с вашим карапузом, когда он хочет видеть мир только с ваших рук. Поэтому желательно приобщать к этим занятиям папу, дедушку, бабушку.

Звуки, которые издает ребенок, не совершенны, в их формировании не принимают участие язычок и губки. Если малыш поет "свою" песню, она, как правило, заканчивается на высоких нотах. Любимой игрой остается "развлечение" с вами, когда вы повторяете "его" песню – этот процесс стимулирует к продолжению "беседы". Кроха начинает громко произносить гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. Возможно, пытается соединить эти звуки в слоги. Очень часто слог "да" становится самым любимым в этой "песне" и получается цепочка да-да-да-да…Конечно, малыш произносит их неосознанно, но со временем, ему будет легче произносить эти слоги в новых словах.

Произносите в разговоре с ребенком отдельные слоги "ма-ма", "па-па", чтобы стимулировать появление лепета. Важно хвалить ребенка и радоваться его успехам. Тогда малыш будет радоваться вместе с вами, стремиться к приобретению новых навыков. Ваш кроха к этому возрасту уже может реагировать на свое имя, конечно если вы его называете по имени, в общении с ним.

Опять к доктору!

Ребенку исполнилось пять месяцев – необходимо опять посетить вашего педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. В возрасте 4,5 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 2-й профилактической прививки – АКДС и полиомиелит.
К этому возрасту у большинства детей уже закончился запас железа, который они получили от мамы еще до рождения и теперь ему необходимо получать минералы из других источников. Адаптированной смеси, содержащей в своем составе железо, будет вполне достаточно для малышей-искусственников. Для грудничков снижение гемоглобина не та выражено, они получают его с молочком матери. Поэтому, если вы сами склонны к анемии, начните принимать препараты железа в профилактической, а по согласованию с доктором, и в лечебной дозе. Курс примерно 3-4 месяца.

Ваш малыш заметно подрос. Каждый день вы с удовольствием наблюдаете за его новыми достижениями, как ребеночек старается ко всему дотянуться, все рассмотреть, попробовать, произнести. Очень важно, чтобы одежда малыша была максимально комфортной, свободной и не ограничивала его движения. Рождается малыш с нежной и чувствительной кожей, которая становится более окрепшей со временем. В пять месяцев кожа еще склонна к высыпаниям. Иногда малыш очень активно двигается и это может стать причиной появления раздражений на тех участках кожи, где она наиболее поддается трению. При этом могут появляться красные пятна на спинке, головке и ножках. Там, где находиться наиболее количество потовых желез - подмышками, на головке, на тыльной стороне шеи может проявиться "потничка" или маленькие красные (розовые) высыпания. Не нужно паниковать по этому поводу. Просто старайтесь придерживаться таких рекомендаций. На ребенке должно быть минимум одежды, допустимой по температуре. При покупке одежды проверяйте, нет ли на ползунках и кофточках жестких швов, которые могли бы вызвать раздражение. Не держите малыша в подгузнике более чем на 3 часа, почаще проводите воздушные ванны. Будьте уверены, что кроватка малыша удобная, простынь мягкая,

Не злоупотребляйте клеенкой под простыней в кроватке. Необходимо купать малыша каждый день, а летом и несколько раз. Но не забывайте – мыло сушит кожу, поэтому его разрешается использовать 1-2 раза в неделю.
Малышу необходимо, чтобы родители с ним были внимательными, ласковыми, много и долго с ним разговаривали (при этом слова нужно называть правильно), пели песенку. Некоторым деткам, нравиться слушать спокойную негромкую музыку – колыбельные, детские песенки. Мелодия должна быть легкой. Рассказывайте вашему малышу детские стишки и сказки, а также старайтесь озвучивать все ваши действия (во время кормления, купания, одевания) – малыш почувствует вашу заботу и внимание.

Старайтесь с пользой для ребенка проводить то время, когда он не спит. Делайте массаж, гимнастику, упражнения, которые стимулируют к ползанию, учите малыша переворачиваться. Берите вашего карапуза на руки, когда нужно его покормить, или для занятий массажем и гимнастикой. Конечно, если ребенок плачет, постарайтесь не только установить, но и устранить причину, которая его расстроила. Но, если малыш не голоден, не описался, он здоров и не хочет пить или спать, значит это обычные капризы, уступать которым не рекомендуется.
Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс