Top.Mail.Ru
Восьмой месяц: Мое первое слово!
Бесплатный звонок по России
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Восьмой месяц: Мое первое слово!

Восьмой месяц: Мое первое слово!

Все больше и больше познает мир ваш маленький исследователь. Он уже довольно активно осваивает пространство Вашего дома. Ему все интересно и он готов играть все больше и больше. В этот период у малыша проявляется повышенный интерес ко всему, что его окружает. Теперь он руководствуется, с одной стороны, определенными, заданными природой инстинктами, а с другой стороны – умением обобщать все, что выучил раньше. У ребенка меняется режим, появляются новые блюда в питании, новые слова, новые возможности. В этом возрасте ребенка начинают обучать многим простым вещам – пить из чашки, махать ручкой «до свидания», показывать «ладушки», садиться на горшок. Общаясь, задавайте простые вопросы, реагируйте на попытки малыша говорить с вами. Играйте с ним в прятки (закрывайте свое лицо ладонью или листом бумаги) и в «до свидания». Общение и развивающие игры очень важны в этом возрасте, малыш активно познает мир и развивается.  

Теперь обо все поподробнее. Чему научится кроха на восьмом месяце жизни?  Итак…  

Я расту!

  Как подрастает Ваш кроха за седьмой месяц? Он прибавит в весе около 400-500 граммов (допустимо 300-550), и станет выше ростом приблизительно на два сантиметра. Прирост окружностей головы (полсантиметра) и груди (тоже полсантиметра) необходим для растущих органов малыша, которые требуют все больше и больше места. К концу восьмого месяца есть вероятность, что кроха может похвастаться целыми тремя, или даже четырьмя, зубами! Как правило, это бывают нижние и верхние центральные резцы, но могут быть и другие зубы. Не тревожьтесь и не паникуйте, если на восьмом месяце появляется лишь первый зуб — процесс прорезывания зубов проходит индивидуально и зависит от большого количества факторов.    

Заметьте, что с каждым месяцем рост ребенка замедляется. Не забывайте, что ваш малыш растет и набирает вес по индивидуальным правилам. Не подстраивайтесь под какие-то нормативы – все дети разные: худенькие, толстенькие и так далее. Если ребенок болел в прошлом месяце даже обычной вирусной инфекцией - вполне возможно, что он потеряет в весе, но не расстраивайтесь, в следующем месяце ребенок обязательно наберет положенный ему вес, конечно, при условии правильного питания и ухода за ним.  

На восьмом месяце возрастает физическая активность малыша. Ребенок начинает исследовать способы манипуляции с предметами: берет игрушки (например, кубики) одновременно в обе руки, перекладывает их из одной руки в другую, переворачивает, осматривает, трясет, ударяет о стол или пол, тащит в рот, бросает и следит за падением. Кажется, что он хочет таким образом понять, как и что еще можно сделать с игрушкой.

Играя, ребенок может отвлечься (например, когда в комнату входит взрослый), но затем снова вернётся к своему занятию. Помимо игр с предметами малыш начинает включаться в совместную игру со взрослым: играет в прятки с платком: «Где мама? Ку-ку!», разнообразные игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока» и другие. Ребенок замечает изменения в окружающем пространстве (может протянуть руку по направлению к игрушке, которую вы только что спрятали у него на глазах), узнает знакомые предметы даже в перевернутом виде (например, перевернутую вверх дном бутылочку).

Двигательное развитие ребенка тоже не стоит на месте - у него появляются активные попытки ползать. Ребенок ползает, и весь его день уходит на поиски чего-то нового и интересного. Он с легкостью осваивает пространство комнат, переползает их вдоль и поперек. Вашим семейным правилом на этом этапе жизни малыша должно быть: "Малыш изучает, а мы предупреждаем". В этом возрасте ребенок не знает, что такое опасность. Поэтому, чтобы чувствовать себя спокойно и, чтобы малыш был в безопасности, внимательно осмотрите вашу квартиру и устраните все, что может представлять для него опасность.    

Какие предметы не должны встречаться на моем маршруте?

Запомните и срочно воплотите в жизнь следующее. Все без исключения электрические розетки закройте предохранителями или заглушками. Спрячьте все острые предметы, которыми кроха может порезаться (ножи) или уколоться (иголки, карандаши, спицы, гвозди и т.д.). Приучите себя прятать горячий утюг в недоступное малышу место (например, в кладовку или на балкон. Уберите стиральный порошок, хлорку, лекарственные препараты, крем для обуви и т.д. с низких тумбочек, полочек и пола – а лучше всю бытовую химию хранить под замком на высоких полках.

Все любимые вашему сердцу вещи (фотографии, статуэтки, вазы, украшения, парфюмерию) спрячьте в шкаф, чтобы малыш не достал, тогда вам не придется расстраиваться по поводу разбитой любимой вещи. Если в доме есть лестница - защитите ступеньки специальными воротами безопасности. Все тяжелые предметы, которые находятся на полу и могут каким-то образом травмировать ребенка, переставьте в недоступное для него место. Постоянно держите ребенка в поле зрения.    

Почему-то внимание всех без исключения малышей привлекает дверь. Возле нее можно не только сидеть, но также открывать и закрывать ее. Оказывается, она может двигаться, в отличие от стола, стены, дивана и кресла. Поэтому помните: нужно с осторожностью открывать двери, чтобы не прищемить ручки ребенку и не травмировать его. Именно в этом возрасте малышам нравится ставить пальчики между полом и дверью или между стеной и дверью. Поэтому будьте очень осторожны и внимательны.    

Попробуй, догони!

  Лежа на спине, малыш переворачивается в стороны и на живот. Если вы подтянете ребенка за руки в сидячее положение - он может довольно устойчиво сидеть, опираясь на руки, может нагнуться вперед за игрушкой. Некоторые дети, лежа на животе, начинают подтягиваться за игрушкой, лежащей перед ними на полу. Поддерживая ребенка подмышки, вы замечаете улучшение опорной способности ног - на твердой поверхности малыш совершает пружинистые движения, напоминающие танец.  

Вы уже начали привыкать к тому, что малыш ни минуты не сидит на месте, он ползает по комнатам и очень детально изучает окружающий мир. Все, до чего он может дотянуться, все, что может открыть и переместить - он обязательно попробует на вкус или бросит. И если вы будете его отвлекать от такого интересного занятия или запрещать это делать, вы можете получить в свой адрес бурю гнева и малыш может даже обидеться на вас. Правда, ненадолго. Как только карапуз продолжит свои интересные занятия, его настроение изменится и он снова станет веселым.    

Хотите представить объем энергии вашего карапуза? Это несложно. На протяжении одного дня имитируйте все движения ребенка, ползайте вместе с ним. Уверяем, что через 3-4 часа вы упадете от усталости, а малыш будет продолжать свои упражнения в том же темпе. Поэтому, никогда не судите по себе: "Ой, ребенок, наверное, очень устал. Мне хочется отдохнуть и полежать". Вы не ребенок и не настаивайте на том, чтобы он ложился с вами отдыхать (за исключением того времени, когда всем деткам нужно спать).  

С каждым днем ребенок совершенствует свои двигательные навыки и ползает се быстрее. Встаньте на коленки и попробуйте его догнать – вряд ли вам это удастся. В то время когда малыш активно ползает -укрепляются те группы мышц, которые в будущем будут отвечать за формирование навыков стояния на ножках и ходьбы. Для того, чтобы малыш хорошо стоял на ножках, ему нужны не только крепкие косточки, важную роль в этом процессе занимают мышцы, особенно мышцы ножек и спины.

Сначала, он будет держаться за стол одной ручкой, поднятой вверх, затем будет поднимать туловище в том же направлении. Такие моменты будут повторяться изо дня в день. Но не спешите: полноценно стоять на ножках малыш будет в 9-10 месяцев. Не нужно ускорять события -всему свое время. Не ставьте малыша на ножки против его воли, малыш сам покажет, когда будет готов. Благодаря своим маленьким удачам и ошибкам, ребенок найдет способ, с помощью которого сам научится хорошо стоять. Сначала он должен осознать, что в квартире есть такие предметы мебели, которые не падают и не прогибаются, если за них держаться. Сначала он попробует дотянуться ручкой до предмета и держаться за него, при этом вторая всегда будет "на подстраховке" на полу. Затем можно опереться на одну ножку и перенести массу тела на одну половинку, со временем то же сделать и со второй половинкой. Наконец, наступает долгожданный момент – можно отпустить "страховку". Как видите, это целая цепочка последовательных действий, в результате которых у ребенка формируются навыки стояния на ножках. Этот процесс может затянуться на два или на три месяца.  

В этом возрасте ваш ребенок уже хорошо сидит, но сесть из положения лежа ему еще тяжело. Он любит играть сидя, но иногда может "завалиться" на бочок. Поэтому, обеспечьте малышу надежную страховку, если он будет играться на диване или кровати. Или же приобретите "манеж", а если есть возможность, попросите у знакомых, тогда вам не придется думать: "Куда же пристроить новый манеж?", в случае нежелания ребенка играть на новой "площадке". Скажем сразу, что примерно 50% малышей не нравятся играться в манеже по одной простой причине – он ограничивает активное пространство малыша. Можно приобрести высокий детский стульчик, усаживать в него малыша и фиксировать специальными ремнями. Посадите ребенка в кресло, и вы увидите – он получит много удовольствия от общения с семьей.

Усовершенствуются навыки хватания предметов по типу щипцов – между большим и средним пальцами. Теперь ваш карапуз может брать игрушку одной рукой, перекладывать в другую, рассматривать ее и, даже, оползать вместе с игрушкой, держа ее в руке. Для ребенка это большое достижение.

Что я уже понимаю!

Развивается понимание речи окружающих. Вы замечаете, как после многократного называния хорошо знакомого предмета или человека (папы, мамы), ребенок может повернуть голову и отыскивать глазами названный объект. Малышу нравится слушать, когда с ним разговаривают взрослые. Он начинает использовать жесты и звуки, чтобы привлечь к себе внимание - дергает маму за руку, одежду, волосы, чтобы она поиграла или поговорила с ним, произносит звуки, если взрослые не замечают его. В лепете появляются новые звуки и слоги. Активно развиваются зрение и слух малыша. Повышается острота зрения - ребенок замечает и собирает мелкие крошки. Формируется бинокулярное зрение как способность смотреть на предмет двумя глазами, не кося, и цветоразличение. Сидя, малыш может поднять и опустить голову, если источник звучания находится выше или ниже уровня его глаз, реагирует на звуки, которые удалены на расстояние трех-четырех метров.

Каждый день в репертуаре ребенка появляются все новые и новые звуки. Интересно, что при этом исчезли некоторые гласные звуки, характерные для двух-трехмесячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным и может произнести сразу несколько звуков подряд. Часто малыш обнаруживает какой-нибудь особенный звуковой ряд и использует его в течение целой недели, прежде чем «сменить пластинку».

Ребенку нравится слушать, как разговаривают родители, и он может подолгу играть сам с собой, если они время от времени обращают на него внимание. В этом возрасте малыш начинает различать свое имя, и это значительный шаг вперед в его развитии. Когда кто-нибудь называет ребенка по имени, он прерывает игру и смотрит на того, кто это произнес, кроме того, он может общаться с окружающими с помощью жестов. Если ребенок хочет, чтобы папа продолжал с ним играть, он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает. Заметив что-нибудь интересное на другой стороне комнаты и стремясь поделиться своим открытием, малыш указывает рукой по направлению к увиденному предмету и возбужденно "гулит".

Семимесячный ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку Вам, а затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Сопровождая его действия короткими словами-командами «Дай» или «на», вы обучаете его простым действиям и пониманию речи. Малыш находит погремушку, спрятанную в ладони, берет ее и снова отдает, чтобы продолжить игру, его действия можно сравнить с тем, как он вел себя во время описанных выше "диалогов" с родителями. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к этому интерес.

Несмотря на готовность заводить новых друзей, ребенок продолжает недоверчиво относиться к незнакомым людям. Он не только выражает неудовольствие при неожиданном появлении незнакомого гостя, но и не перестает стесняться, даже если тот остается с ним рядом в течение некоторого времени. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо различает знакомые и незнакомые лица, и вместе с тем становится более чувствителен к разным выражениям лица и оттенкам голоса. Когда взрослый строго говорит ребенку "нет", малыш прекращает свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.  

Развиваю навыки общения!

Малыш все больше и больше хочет общаться. Во время прогулок он уже гораздо меньше спит, а обращает внимание на окружающее, на людей, природу, других детей.

Вот и пришло время Вашему крохе сказать свои первые слова. Конечно, это будут самые простые, самые любимые звуки, состоящие из двух слогов "ма-ма", "ба-ба", "па-па", "да-да". Ребенок хорошо запоминает и, возможно, будет повторять ваши собственные звуки, он подолгу может "разговаривать", причем его речь приобретает эмоциональную окраску.

Теперь вы безошибочно можете определять, когда ребенок показывает Вам свою радость и, когда он чем-то не доволен. Для общения он иногда выбирает себе собеседника, и это не всегда Вы, и он запросто может поболтать даже с любимой игрушкой. Хотя с другими людьми общаться крохе гораздо интереснее – они ведь могут отвечать! Но не доверие к чужим и незнакомым людям сохраняется. Поэтому если вам даже очень нужно выскочить в магазин, не оставляйте ребенка с соседкой или с людьми, которых Вы знаете, но которых мало знает ваш кроха. Для него это будет сродни предательству, мама бросила его чужим! В результате он может стать тревожным и напуганным, и даже может отказаться от груди. Если вы его кормите. Если же есть такая необходимость, то попросите вашу временную няню не подходить к ребенку и не брать его на руки. Помните, что нового человека все-таки лучше изучать в кругу родных и близких людей.

Ваш малыш будет относительно спокойно себя вести и "подпустит" к себе чужаков на расстояние не больше 80-85 см. Ближе могут подходить только близкие люди. Но если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроится и будет плакать. И не нужно этого пугаться или смущаться! Вот Вы бы очень обрадовались, если б к вам на улице подбежал незнакомец и начал вас обнимать и целовать? Поэтому пусть знакомство с окружающими будет постепенным, не торопите события. Первый этап знакомства происходит у мамы на руках – ребенок изучает, рассматривает незнакомца взглядом. Второй этап – ребенок начинает общаться вместе с мамой и с незнакомцем, и только потом, при полном согласии малыша (потому что интерес берет свое), он может начать общаться непосредственно с незнакомцем.

Одно из самых приятных достижений этого возраста: общение становится практически двусторонним. Малыш поворачивает голову, когда слышит свое имя (кажется, что в этом нет ничего особенного, но это очень важный момент: ребёнок не только слышит, но и научился определять источник звука!), с чувством произносит понравившиеся слоги. По квартире разносятся громкие «ля-ля-ля», «ба-ба-ба», «па-па-па». И вот уже бабушка в восхищении обзванивает знакомых, уверяя всех, что «кроха начал говорить и, представьте себе, первой назвал ее», папа не спорит, но в глубине души уверен в том, что ребенок первым назвал именно его. Малыш уже умеет отвечать на вопросы. Поинтересуйтесь у него: «Где ля-ля?» Кроха повернётся в сторону радио или колонки. Правда, прежде чем ребенок начнет «отвечать», вы должны несколько раз показать ему загадочный предмет, из которого периодически доносится музыка.

Вы помните первую улыбку своего малыша? Она приводит всех мам в умиление. Лежит себе маленький человек, думает о чем-то своем и улыбается. А вот теперь он стал уже совсем большим и осмысленно улыбается в ответ на вашу улыбку. Так и рождается взаимопонимание. Ребенок пока еще не может говорить, поэтому кричит, когда ему некомфортно, когда хочет внимания, когда голоден. Малыш продолжает разбираться в себе, требует к себе больше внимания. Несмотря на активное развитие речевых навыков, о том, что он голоден, малыш по-прежнему дает знать, включая «сирену». Только теперь вы по интонациям можете догадаться, что беспокоит ребёнка в данную минуту (голоден, ему некомфортно, замерз).

Не бойтесь избаловать малыша, чутко реагируя на его крик; разговаривайте с ним ласково. Так кроха ощущает себя личностью, с желаниями и мнением, с которым считаются окружающие. Возникает уверенность в себе, общительность и доверие к маме. Разговаривая с ребёнком, реагируйте на его звуки, подражайте ему, называйте предметы и имена людей, пойте песни и рассказывайте сказки. Желая привлечь к совместной игре, малыш протягивает вам игрушку. Он уже может выражать неудовольствие, сердиться, обижаться, если ему не дают желаемую вещь, огорчаться, если что-то не получается. Малыш уже понимает простые вопросы: «Где мама?», «Где папа?», «Где киска?», выполняет по просьбе простые действия: «положи», «возьми», «дай».

Малышу нравится смотреться в зеркало, он любуется своими движениями, строит смешные рожицы. Приходит время контрастов: весёлое настроение быстро сменяется капризами, улыбка – недовольной гримасой.

М-м-м, что-то новенькое и вкусное!

  Продолжайте кормить ребенка грудью или молочной высокоадаптированной смесью. Можно расширить ассортимент пюре и кашек. Независимо от вида вскармливания, на котором находится ваш малыш, в этом месяце нужно вводить мясной прикорм. В каком виде он лучше усваивается, по какой схеме вводить в рацион это новшество, чтобы ребенку оно пошло на пользу?  

Мясо - ценный источник животного белка и минеральных веществ (фосфора, калия, железа). Это может быть нежирная говядина или телятина, постная свинина, конина, оленина, мясо кролика или курицы, а также язык. Телятина и курятина требуют осторожности. Если у ребенка непереносимость коровьего молока, от телятины лучше отказаться, а курятина в некоторых случаях может вызвать аллергическую реакцию. Если вы готовите мясное пюре дома, помните, что должно оно быть очень хорошо измельченным, потому что жевать, как следует, малыш еще не в состоянии. Мясо без жира, очищенное от жил и пленок, отварите и дважды проверните через мясорубку, затем протрите через сито. Но и в этом виде оно поначалу может не понравиться малышу, потому что по своей консистенции отличается от привычной кашицеобразной пищи.

Чтобы у ребенка не возникло отрицательной реакции на этот необходимый продукт, можно в первые дни смешивать мясной фарш с овощным пюре или с грудным молоком (смесью). Через неделю-другую попробуйте уже не смешивать его с овощами, а дать отдельно. Чтобы фарш не был сухим, разотрите его с грудным молоком или смесью, а пюре положите на тарелку сбоку, как гарнир. В 9 месяцев ребенку можно предложить фрикадельки, а в год - паровые котлетки. Мясные бульоны в питании детей первого года жизни не используются - в них содержатся вещества, вываренные из мяса и способные негативно повлиять на детский организм. Гораздо полезнее для приготовления мясных блюд использовать овощные бульоны без соли и специй (они тоже будут весьма полезны и для молодой мамы, часто страдающей от лишнего веса, накопленного во время беременности). Все приготовленные мясные блюда используйте сразу, не храните.

Если вы предпочитаете покупать готовое детское питание, выбирайте пюре, сделанное из мяса одного вида (монопродукт) без добавления специй и картофельного крахмала. Это особенно важно, если ребенок склонен к пищевой аллергии. Подбирать мясной продукт для него нужно с учетом индивидуальной переносимости. В дальнейшем можно расширить ассортимент мясных блюд за счет введения мясо-растительных консервов, но все же нужно обращать внимание на их состав и степень измельчения (возраст, с которого можно использовать этот продукт, указывается упаковке). Содержимое баночек стерильно, готово к употреблению и независимо от сезонности включает в себя необходимые питательные вещества. Выбирая для ребенка пюре, следует обращать внимание на указанные возрастные рекомендации, то есть сроки, с которых данный продукт можно вводить в рацион малыша. К сожалению, эти указания не всегда совпадают с рекомендациями отечественных педиатров и диетологов. Поэтому, прежде чем купить и тем более дать вашему ребенку что-либо новое, стоит предварительно проконсультироваться со специалистом.

Начинать вводить мясное пюре в рацион ребенка можно буквально с половины чайной ложечки, затем, на следующий день, - при хорошей переносимости продукта - чайную ложку (5 г). В течение последующей недели объем прикорма доводят до 5-6 чайных ложечек (25-30 г).

Меню малыша 8 месяцев может выглядеть примерно так:  
6:00 - грудное молоко или смесь (200 г.);
10:00 - безмолочная каша (150 г), 1\2 желтка (после введения мяса желток желательно перенести на завтрак), грудное молоко или смесь (50 г);
14:00 (обед) - овощной бульон (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (30 г), грудное молоко или смесь (50 г.). Конечно, можно дать не просто бульон, а фактически овощной супчик (овощной бульон и немного размятых овощей);
18:00 - грудное молоко или смесь (200 г);
  22:00 - грудное молоко или смесь (200 г).

Напомним, что объем каждого кормления составляет примерно 200-250 мл. Таким образом, за сутки (при пятиразовом режиме кормлений) ребенок получает около 1000 мл пищи.

Купите специальную детскую чашку (нужно, чтобы малышу было удобно ее держать). Для начала дайте малышу просто поиграть с ней. В процессе игры он обязательно сделает вид, что пьет из нее «как взрослый». Как только кроха научился обращаться с чашкой как положено, держит ее уверенно и не переворачивает вверх дном, можно приступать к следующему этапу – налить в нее немного грудного молока или воды. Будьте готовы, что в первый раз малыш не выпьет и эту толику. Он сделает максимум один или два глотка. Как и во всех остальных случаях, не нужно торопиться и подгонять природу: к полутора годам ребенок научится хорошо пить из чашки. Неплохой переходный вариант – «волшебная» чашка-поильник. Специальный клапан пропускает воздух внутрь чашки, поэтому налитая вода поступает непрерывно. Малыш не заглатывает воздух, а значит, у него не будет колик. Еще плюсы: чашка не бьется, и вода из нее не выливается. А когда кроха научится хорошо пить из «волшебного» поильника, то крышечку с клапаном можно снять, и поильник превратится в симпатичный стаканчик.  
  Но самое главное – не подгоняйте ребенка. Иначе маленькая личность начнет упрямиться. И правильно сделает – личность нужно уважать. Так что не спешите, а постепенно заменяйте кормление из бутылочки кормлением из чашки.

Смело к доктору иду!

В 8 месяцев вы опять посетите доктора – померяете рост. Вес и окружности груди и головы. получите рекомендации по укреплению здоровья и занятиям крохой. При встрече с педиатром, проконсультируйтесь по всем интересующим вас вопросам. Особое внимание следует обратить на правильное питание, введение мясного прикорма в дневной рацион. Вспомните, как часто ребенок болел за этот месяц простудами и заболеваниями пищеварительной системы. Проконсультируйтесь, достаточно ли времени вы уделяете проведению воздушных ванн (как долго ваш малыш бывает на улице и раздетым дома), правильно ли вы выполняете закаливание, массаж и гимнастику.

Режим дня ребенка должен быть направлен на укрепление здоровья малыша и в этом немаловажная роль отведена сну. Днем малыш спит два раза по 2-2,5 часа. Отдельным малышам требуется один, но более продолжительный дневной сон. Не забывайте: один дневной сон рекомендуется проводить на улице. Ночью ребенок спит около 10-12 часов, но может просыпаться покушать, особенно если он на грудном вскармливании. Вечером малыш ложится спать в 20-21 час, а утром просыпается в 6-8 часов. Вам может не понравиться, если ребенок проснется ночью в 3-4 часа и захочет немножко поиграть. Не укладывайте его силой спать, но и не присоединяйтесь к игре. Спойте малышу колыбельную песенку.

Нередко родителей тревожат вздрагивания ребенка во сне. При засыпании и во время активного поверхностного сна такие однократные, иногда массивные, мышечные сокращения, приводящие к вздрагиванию ручек или всего тела, представляют собой естественное явление и не свидетельствуют о какой-либо нервной патологии. У маленьких детей, особенно гипервозбудимых, система торможения еще очень незрелая, и у них во сне такие вздрагивания могут проявляться особо интенсивно. С возрастом, частота и сила таких вздрагиваний постепенно уменьшается и они исчезают. Но, обратите внимание, что только врач имеет право в данном случае подтвердить нормальность обнаруженных симптомов.

Часто обратиться к врачу родителей заставляют ночные пробуждения ребенка с последующим плачем, когда маме приходится вставать и убаюкивать малыша. В первые месяцы жизни такой режим сна считается нормой, и родителям не стоит волноваться в этом возрасте по этому поводу. Однако, при некотором стечении обстоятельств, такие изначально естественные просыпания могут трансформироваться в поведенческие нарушения сна и потребуют вмешательства специалиста.

И наконец, самой частой причиной родительского волнения в ночное время являются «капризы» или плач малыша во сне. Давно известно, что такие периодические хныканья ребенка, который при этом не просыпается, являются таким же естественным процессом, как и вышеперечисленные ночные пробуждения и вздрагивания. Причин для такого сонного плача может быть несколько. Возможно, ребенок в течение всего бодрствования получает такое огромное количество новой, эмоционально значимой, информации (игры, общение, радость, страхи и т.д.), что ей приходится интенсивно «перевариваться» во время фазы активного сна со сновидениями и «выталкиваться наружу» в виде ночных плачей и пробуждений. Также, вероятно, с помощью таких капризов и хныканья малышу удается контролировать присутствие мамы, определять степень ее возможного удаления и вероятность нового общения и ласки. Отсутствие обратной связи (если мама не «летит» на помощь как МЧС) может заставить ребенка проснуться и заплакать «как следует». Или, что бывает гораздо чаще, ребенок учится автономно успокаиваться и засыпать, что в дальнейшем избавляет семью от поведенческих нарушений сна. Бежать ли ночью стремглав на помощь при малейшем звуке ребенка, или, стиснув зубы, отбиваясь от бабушки и папы, бесконечно долго ждать, пока ребенок устав от ночной истерики, провалится сразу в глубокий сон? Прямо противоположных советов и рекомендаций великое множество. Решать только родителям, исходя из запасов валерианки в доме и силы воли родни.

Для закаливания ребенок принимает воздушные ванны, можно делать влажные обтирания водой с температурой 35 °С, постепенно снижая температуру до 30 °С. В этом возрасте упражнения для занятий гимнастикой и массажем становятся более разнообразными. Заниматься нужно каждый день по 6-8 минут через 35-40 минут после кормления.

Продолжается процесс прорезывания зубов. Вспомните, когда у вас прорезались постоянные зубы. Неприятный процесс, правда? Ребенок сказал бы вам, что у него это точно также, но он пока не умет разговаривать. Поэтому, постарайтесь отнестись к малышу с пониманием, помогите ему любым, известным вам способом.

Ребенок любит играться вместе с мамой. Любимая игра – бросание предметов на пол. И если вы активно участвуете в игре, то есть поднимаете предметы и возвращаете их малышу, то карапуз получит большое удовольствие от игры. Почему деткам нравиться бросать игрушки на пол? В своем поведении они руководствуются большим интересом – что случится с игрушкой (чашкой, ложкой, тарелкой и т.д.) если ее бросить на пол. Заметим, что данная игра будет продолжаться до тех пор, пока вам не надоест, и вы сами ее остановите.

Любимое занятие во время приема пищи для восьмимесячного крохи – это растереть еду по столу. Особое внимание и интерес вызывает содержимое маминой тарелки. Малыш пальчиком может копошиться в вашей тарелке, доставать макаронины, выкидывать капусту, разливать чай. Он как завороженный смотрит на результат своего действия: как растекается по столу чай или что картошка неплохо растирается по тарелке. Кроме того, находясь на кухне, малыша очень интересуют кастрюли, сковородки, ложки, тарелки, с которыми играет мама. Ведь среди его игрушек такого нет совсем. А эти предметы так звенят, блестят, гремят. И вообще, кухня становиться самой интересной комнатой для ребенка. Есть три объяснения тому: малыш думает, что это самая любимая ваша комната, потому что вы проводите в ней много времени, на кухне вы постоянно играете в какие-то кастрюльки, он смотрит на вас и хочет повторять ваши действия, делать тоже, что и вы, ребенку интересно исследовать, что находится в кастрюлях, тарелках, сковородках и т.д.

Поэтому, если ребенок находиться вместе с вами на кухне будьте внимательны и очень осторожны с кипятком, горячими кастрюлями, не оставляйте горячий чайник на краю стола, острые ножи. Одним словом, максимально защитите безопасность ребенка от возможных травм по не осторожности, уберегите его от ожогов.

В этот период нужно развивать двигательную активность ребенка. Продолжайте учить малыша переворачиваться, присаживаться, вставать, переступать, держась за руку мамы или за барьер (кресло, диван, кроватку). Много разговаривайте с ребенком, старайтесь называть ему новые предметы, события – таким образом, вы расширите словесный диапазон в общении с вашим малышом. Продолжайте приучать малыша кушать с ложки, пить с чашки и засыпать без укачивания. Ежедневно занимайтесь с ребенком массажем и гимнастикой. В возрасте 8 месяцев можно начинать приучать ребенка к горшку.  

Советы доктора!

  1. Занимайтесь закаливанием крохи. Температура воздуха в комнате ребенка не должна быть в пределах 20-21 °С. Систематично проветривайте помещение. При температуре воздуха 21 °С и выше, гуляйте с ребенком по два раза в день. Сон на свежем воздухе - очень полезен малышу.

2. Купать малыша можно не каждый день, однако, летом, в жару нужно это делать ежедневно а то и дважды в день. Хотя бы через день устраивайте настоящие заплывы в большой ванной в компании с мочалкой и любимыми игрушками и, обязательно, в компании с вами. Никогда не оставляйте ребенка одного в ванной! Купать ребенка в этот период нужно при температура воды +33-34 °С, приблизительно 10 минут. После купания малыша нужно облить водой, которая прохладней на один градус, то есть +33 °С.  

  3. Воздушные ванны проводите два раза в день при температуре воздуха в комнате +18-19 °С, на улице – 22-22 °С. Длительность процедуры составляет 30 минут. Кроме того делайте кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша. Влажные обтирания делайте один раз в день по завершению воздушных ванн.
   
4. Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.  

Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.  
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун. Называйте их, когда даете малышу для игры и стимулируйте его запоминание просьбами – «Дай мне куклу, телефон …».
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.

Назад в раздел
Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс