Top.Mail.Ru
Месяц десятый: я топаю с мамой за ручку и улыбаюсь!
Бесплатный звонок по России
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Месяц десятый: я топаю с мамой за ручку и улыбаюсь!

Месяц десятый: я топаю с мамой за ручку и улыбаюсь!

Малышу пошел 10-й месяц. В этот месяце самое время купить первые ботиночки или сандалии - ваш крошка учится делать первые шаги. Не ждите, что малыш сразу пойдет. Сначала это будут неуверенные шажки вдоль дивана с отпусканием ручек на минутку, потом с мамой за ручку. А вскоре ваш малыш сделает и самостоятельный шажок!

В этот период жизни ребенок все больше копирует взрослых. Помните об этом и следите за своими действиями, поступками и словами. Ребенок начинает замечать, как папа давит на кнопки пульта, мама включает свет в комнате, бабушка одевает очки. Он старается повторять эти действия, вести себя как мама и папа. Иногда это время называют периодом разрушения. Малыш начинает ломать игрушки, вещи, разбирать их на детали. Такое поведение вызывают два фактора. Во-первых, он пока не может рассчитать свою силу, поэтому хрупкие детали могут разрушаться. Во-вторых, ребенок может сознательно ломать игрушки, чтобы посмотреть из чего они состоят.

Теперь обсудим десятый месяц подробнее. Что же произойдет с крохой?
Итак…

Я расту!

За десятый месяц малыш наберет в весе и заметно подрастет. Масса тела прибавится на 400-450 грамм, нарастание роста составит 1,5 см. На этом этапе показатели веса детей следующие: мальчики могут весить от 8 до 11 кг, а девочки от 7,7 до 11 кг. Рост мальчиков и девочек обычно составляет 68,8 — 78,8 см и 67,7 — 77,1 см соответственно. Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений. Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Исследую окружающий мир!

В десять месяцев малыш уже прекрасно сидит, поворачивается сидя, становится на четвереньки, хорошо садится из положения «лежа». Ползает во всех направлениях. Уже выучил все устойчивые предметы в комнате, на которые можно опереться и встать. Малыш начинает требовать, чтобы его поставили повыше: на стул или подоконник. Только обязательно держите малыша. Кроху привлекают ступеньки, стулья, подоконники, поэтому озаботьтесь о безопасности этих мест и недоступности их для ребенка.

Большинство малышей в этом возрасте – активные исследователи и непоседы, их  просто невозможно удержать на месте больше минуты. Малыши продолжают учиться ползать и изучать окружающий мир.

Благодаря улучшению тонуса мышц, движения ребенка становятся все более координированными. В это время многие малыши похожи на тюленей - ползают вперед и вокруг своей оси на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки, третьи – на вытянутых ручках и ножках. Все эти способы передвижения позволяют малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Ребенок может хорошо и довольно долго - с помощью взрослых - стоять на ровных стопках, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами - первые шаги!

Малыш уже хорошо сидит и держит равновесие, даже когда играет чем-то. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле. Обложите его вокруг подушками или одеялами. А лучше всего перебраться с малышом на пол. Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений - он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам.

Однако не паникуйте, если ваш малыш не проявляет чрезмерной активности. У всех детей разный темперамент. Не все крохи пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники-холерики, становятся более умелыми и энергичными.

Теперь ваш малыш уже задает тон в играх, например, предлагая вам свои правила игры «в прятки». Он прячется под одеялом или простынкой, ждет, когда вы начнете его искать, а если Вы зазевались, он подаст голос, чтобы вы шли на его поиски. Некоторые дети предпочитают закрывать лицо ладошками, а не накрывать голову целиком. Если он вас не видит, значит и вам его не видно - логично рассуждает он!

Ваш малыш любит рассматривать яркие, крупные картинки, внимательно слушает, когда вы читаете, хотя он понимает далеко не все. Когда его просят «покажи», он показывает некоторые предметы. Он также прекрасно понимает слово «нет», может даже повторять его и мотать головой. Тем не менее, это его ничуть не останавливает. Терпение и спокойствие в сочетании с настойчивостью вот, что поможет вам приучить ребенка к самоконтролю.

Детская страсть к познанию окружающего мира может завести малыша на запретную территорию, и он будет вне себя от горя и отчаяния, когда его отругают за этот проступок. Однако, если ваш дом достаточно безопасен, вы можете спокойно позволить малышу исследовать его владения. Уберите подальше низко свисающие скатерти и ядовитые вещества. Убедитесь, что дверь в ванную комнату всегда закрыта. Для малыша нет ничего более притягательного, чем туалет, ведь туда все постоянно заходят!

Мой первый шаг!

Первые шаги малыша еще очень неуверенные. Он держится за мебель или стенку, а чаще за мамину ручку. В такие моменты очень помогают ходунки-каталки и простые ходунки.

Некоторые дети пропускают момент ползанья и сразу становятся. Другие проходят все этапы подготовки по очереди. К неуемному любопытству малыша добавились навыки передвижения. Будьте осторожны! Еще раз просмотрите квартиру и уберите опасные предметы. Ребенок может спокойно встать в кроватке, подтягиваясь за перекладины. Научившись этому действию, ваш ребенок вдруг осознает, что кроватку можно раскачать.

Чему я научился?

Малыши начинают узнавать некоторые звуки и соотносят их с источником звучания - поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери. Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных - он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу. Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней. Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек. Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать.

Крохе доставляют огромное удовольствие игры с взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если Вы спрячетесь под платком или за мебель. Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, - он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

В этом возрасте малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти». Какова степень доверия ребенка маме?

Интересным вариантом эксперимента с обрывом является ситуация, когда дети смело ползут вперед через «видимую» пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице мамы страх, то ребенок замирает на месте. Резюме: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Ребенок получает информацию о том, как вести себя, «считывая» ее с лица матери или схватывая мамино отношение к своим сигналам. Дети читают на наших лицах абсолютно все и особенно то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое ребенок увидит на вашем лице, он, вероятно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваше чадо, также запомнится ему на всю жизнь.

Кроха продолжает бояться незнакомых людей, начинает стесняться. Чтобы ребенок не боялся незнакомых людей и помещений, чаще выносите его в новые места, знакомьте со своими друзьями, которых он не знает, обеспечьте ему общение с другими детьми. Еще несколько недель назад малыш отличал своих членов семьи и близких родственников от чужих только по внешнему виду. Теперь он научился различать знакомые голоса. Другой приятный сюрприз: кроха не только прекрасно знает свое имя, но и понимает, когда от него чего-то хотят. Попробуйте позвать малыша по имени и пригласить «на ручки», он охотно потянется к вам. Активно идет освоение «азов этикета». Когда на прогулке вам пора идти домой, кроха важно машет ручкой на прощание другим детям.

Малыша надо приучать понемногу к порядку. Для этого все вещи после игры должны возвращаться на одно и тоже место. Превратите этот процесс в игру. Сначала сами кладите игрушки на место, показывая это действие ребенку. Потом понемногу приобщайте кроху к процессу. Приучайте ребенка к порядку за столом - у него будут появляться гигиенические навыки.

Развитие мелкой моторики рук принесло неожиданный результат: ребенок теперь не только может держать, например, яблоко, зажимая его в кулачке, но вполне способен взять маленький кусочек пищи, зажав его между большим и указательным пальчиками. Малыш активно пользуется и первым, и вторым способами: детское печенье он, скорее всего, зажмёт в кулачок, а вот упавшие на стол кусочки соберет пальчиками.

Разбирая и раскручивая предметы, малыш познает устройство мира. Вот почему нужно обеспечить маленького исследователя всем необходимым. Большой интерес у ребёнка вызывают «взрослые» вещи – дайте ему поиграть с мисочками, формочками для печенья, кастрюльками разных размеров. Покажите, как можно вкладывать одну миску в другую или складывать формочки в большую кастрюлю. Это полезно по двум причинам: помимо развития мелкой моторики, малыш получит первые представления об объеме, и размере предметов и понятии «больше-меньше». Ну а что не должно попадать ему в руки (предметы, содержащие мелкие детали, которые ребёнок может проглотить), нужно просто убирать.

Сейчас малыш может играть мячиками, куклами, шарами, музыкальными игрушками. Ребенку нужны следственно-причинные игрушки: мячик, который катится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д. Игра малыша становится более осмысленной, поэтому рекомендуется давать ему игрушки, изображающие птиц и зверей (лесные звери, домашние птицы).

Ваш ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте.

Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка, скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово - это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

На десятом месяце ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей - снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" - малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку.

Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

Я хочу общения!

Кроха начинает называть свои и ваши действия, предметы. Это, конечно, пока еще непонятные взрослым «детские», короткие слова. После какого-то определенного действия ребенок произносит определенное «слово», выражающее его эмоцию, реакцию. Развитие речи детей в этом возрасте очень индивидуально. Ребенок прекрасно понимает речь родителей. Нужно с ним разговаривать постоянно, как с взрослым, не нужно с ним сюсюкать, так как таким образом ребенок запоминает слова неправильно. Очень рекомендовано читать ему стихи и рассказывать сказки. Все активнее развиваются коммуникативные навыки малыша. На прогулке он уже практически никогда не спит. А некоторые детишки даже выходят на улицу не в большой, а в прогулочной коляске. Интересно понаблюдать за двумя встретившимися маленькими человечками. Вот они с любопытством смотрят друг на друга, затем демонстрируют новому знакомому любимую игрушку, охотно берут чужую игрушку, если предлагают и гораздо менее охотно отдают свою. Удивительно, но малыши хорошо понимают друг друга и даже проявляют «солидарность»: если кто-то из детей начнет громко смеяться, то второй присоединяется. А если заплачет один, то через несколько мгновений начнет плакать и другой.

Если раньше малыш случайно ронял игрушки, то сейчас он научился нарочно бросать предметы на пол. Он со всей серьезностью бросает на пол ложку, сидя за столом, или выкидывает игрушки из кроватки. А особенно весело бросать игрушки, чтобы родители их подбирали. Между прочим, для ребенка это бросание – очередное достижение, которым он чрезвычайно гордится. Если вы сразу же кинетесь поднимать брошенную игрушку, то он будет абсолютно уверен, что это игра для двоих, и придет в еще больший восторг. Поэтому не спешите поднимать игрушки сразу, а лучше пересадите его в манеж или, если позволяют условия, спустите на пол. Что касается пищи, то вряд ли малыш будет бросать ее на пол, пока не насытится. Как только он начнет это делать, сразу уберите еду и спустите ребенка со стула на пол. Самый главный совет: любое действие малыша имеет разумное объяснение. Постарайтесь научиться понимать его, и тогда Вы в полной мере ощутите, что быть мамой – одно удовольствие.

Ваш малыш интересуется всем, что происходит вокруг, на все обращает внимание, но может ни с того ни с сего впасть в мечтательное состояние. Пока малыш занят и вновь не потребовал внимания, вы вполне можете уделить время себе! Настроение ребенка меняется очень быстро. Его характер только формируется, поэтому малыш то просится на ручки, то чем-то недоволен. Вам нужно найти золотую середину и не соглашаться на все, ведь в это время у детей складывается напоминание того, что можно, а чего нельзя. Когда Вы общаетесь с ребенком, разговаривайте, рассказывайте стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.

Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать".

Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть - передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.

Дайте ложку!

Теперь малыш кушает в основном с ложки, и можно заметить, как активно он использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы правильно разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.

Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему. Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом от точки зрения взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно.

Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.

Идем к врачу!

В 10 месяцев нужно опять посетить вашего врача – взвеситься, измерить рост, окружности головы и груди. Это нужно для оценки общего физического и психического развития вашего ребенка.

В возрасте 10 месяцев ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки родителей, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, не нужно расстраиваться, кричать на ребенка и ни в коем случае не заставляйте его садиться на горшок силой! Разрешите малышу поиграть с горшком, лучше с ним познакомиться и, даже подружиться. Играйте вместе - можно присаживать на горшочек куклу, мишку, зайчика, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, и что в этом нет ничего страшного.

Иными словами дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены. Создайте спокойную атмосферу, включите водичку в кране, повторяйте звуки типа «пи-пи» или «а-а», посадите кроху. Наберитесь терпения. Процесс приучения ребенку к горшку не легкий, но рано или поздно он сделает свои дела в горшок. Если у крохи получилось, похвалите его. Присаживать ребенка на горшочек нужно сразу, как только он проснулся и после еды через 10-15 минут.

В этом месяце влажные обтирания можно заменить водными обливаниями. Эту процедуру проводите каждый день в ванной комнате с помощью душевого шланга на расстоянии 20-30 см от тела малыша. Начальная температура для обливания составляет около 36°С, каждую неделю понижайте температуру на 1°С и доведите до 28°С. Именно эта температура останется постоянной для обливания к тому времени как вашему малышу исполнится один год. Самое подходящее время для обливания – это период с 16.00 до 19.00 часов. Обливания начинайте со спины, затем животик и грудная клетка, в последнюю очередь обливайте левое и правое плечо. После обливания малыша нужно хорошенько вытереть. Хорошо проводить обливания после выполнения комплекса массажа и гимнастики (через 20-25 минут) или после сна, или же через 30-40 минут после кормления.

Если раньше вашему малышу вполне хватало для игры манежа или коврика на полу, то сейчас вам необходимо обустроить как можно удобней место, где ваш ребенок будет играть. Вы можете поставить низенький диванчик, кресло, устойчивые стульчики. Диван будет удобен тем, что малыш сможет с легкостью залезать на него и слезать. Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать карапуза в определенный момент, можно положить возле дивана пару мягких подушек.

Советы врача.

1. Режим дня десятимесячного ребенка включает в себя сон, кормление, игру и т.д. Днем ребенок спит 2-2,5 часа, при этом один сон на свежем воздухе. Длительность ночного сна около 11 часов. Желательно чтобы ребенок ложился спать в определенные часы, тогда утром он будет посыпаться примерно в одно и тоже время. Активное время, когда ребенок не спит, и с ним можно играть, заниматься массажем, гимнастикой, увеличивается до 2,5-3,5 часа. Купать детей, возраст которых 10 месяцев можно через день. Каждый день нужно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания, заниматься с ребенком массажем и гимнастикой.

2. Первая обувь обычно малыш и сносить–то ее не успевает, так быстро растет, но с каким трепетом и умилением мама хранит их потом многие годы. Педиатры и детские ортопеды едины во мнении, что обувать малыша в его первые ботиночки стоит не раньше, чем он начнет уверенно, самостоятельно и подолгу стоять на собственных ножках. Одно из необходимых условий выбора обуви для вашего крохи — его непосредственное участие. Ведь, несмотря на юный возраст, ножки разных деток уже сильно отличаются полнотой, объемом, и, конечно, размером. Поэтому не стоит делать сюрприз из покупки первых туфелек, ботиночек или сандалий.

В вопросах здоровья детских ножек важное место занимает и материал, из которого сделаны башмачки. С точки зрения гигиены и долговечности первое место среди материалов по праву занимает, конечно же, натуральная кожа. Она растяжима, пластична, обеспечивает доступ воздуха и испарение влаги. В настоящее время создано множество высококачественных дышащих, надежных, выдерживающих большие нагрузки материалов, заменяющих кожу. Их называют ВТМ — высокотехнологичные материалы. Специальная водонепроницаемая, дышащая мембрана, расположенная внутри подкладки ботинка, позволяет регулировать климат внутри обуви. Но тогда на такие материалы требуйте у продавца специальный гигиенический сертификат. Если его нет – качество обуви сомнительно.

Внутренние поверхности обуви тоже должны быть изготовлены из натуральных материалов, например, кожа ягненка или овечья шерсть. Особое новшество современной качественной обуви — абсорбирующая влагу стелька, которая легко выжимается и стирается.
Подошва. Она должна быть эластичной и гибкой. Такие свойства необходимы для того, чтобы создавался необходимый для малышей эффект ходьбы босиком. Это свойство можно проверить, согнув ботинок. Кроме того, подошва ни в коем случае не должна быть скользкой, поэтому лучше всего выбирать обувь с рифленой подошвой. В качественной детской обуви подошва всегда чрезвычайно легкая. Вечная дилемма: прошивать или приклеивать подошву, в самых современных моделях решена очень оригинально — подошва просто приварена к верхней части обуви и поэтому неотделима.

Каблучок. Все специалисты единодушно утверждают, что любой детской обуви необходим маленький каблучок. Он участвует в формировании походки и не дает малышу заваливаться назад. На первых ботинках его высота не должна превышать 5-7 мм.
Супинатор. Залог будущего здоровья ножек ребенка — обязательное наличие в любой детской обуви супинатора. Такие требования вполне обоснованы — ведь супинатор участвует в формировании нормального свода стопы, а его отсутствие может привести к плоскостопию. Супинатор не должен быть сильно выражен, так как его чрезмерные размеры могут привести к нарушениям в развитии ступни. Если нет специальных требований ортопеда, супинатор должен играть профилактическую роль.

Задник. Он должен быть цельным без вырезов и вставок. Только тогда ботинок будет правильно фиксировать ступню малыша. Кроме того, задник должен быть достаточно жестким, с закругленным верхом.

Застежка. Не стоит забывать и о том, что детская обувь, в отличие от взрослой, должна иметь широкую носовую часть и регулируемую застежку. Особенно удобная застежка нужна маме того непоседы, который не может усидеть на месте долго, и мама с легкостью в секунды должна застегать и расстегать ботиночки.

3. Восторг от овладения новыми моторными навыками мешает спать многим детям. Ваш малыш может даже просыпаться по ночам, чтобы постоять немного в кроватке. Очень активный ребенок может спать всего 11 часов ночью и один час днем. Если у вашего крохи проблемы с засыпанием, подержите его на руках, покачайте немного, пока он пьет вечерний кефир из бутылочки, или когда вы вместе смотрите книжку с картинками.

4. Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

5. Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке.
Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс