Top.Mail.Ru
Детские психоаналитики Катрин Дольто и Клод Шодер в Москве. Июнь 2010. Об эмоциональном и психотактильном контакте между ребенком и его родителями до и после его рождения. Что такое аптономия?
Бесплатный звонок по России
Ежедневно с 9:00 до 21:00
Корзина
Корзина пуста

Детские психоаналитики Катрин Дольто и Клод Шодер в Москве. Июнь 2010. Об эмоциональном и психотактильном контакте между ребенком и его родителями до и после его рождения. Что такое аптономия?

Детские психоаналитики Катрин Дольто  и Клод Шодер в Москве. Июнь 2010. Об эмоциональном и психотактильном контакте между ребенком и его родителями до и после его рождения. Что такое аптономия?

Катрин и Клод - ученики ФрансуазДольто, блестящие психоаналитики, ученые и врачи проводили лекцию дляродителей, будущих родителей, воспитателей, психологов и педиатров. Проект организован в рамках СитиКласса в Центральном доме предпринимателя, как некоммерческий  - деньги направлены на поддержку ЗеленогоДома в Москве.

Катрин Дольто
  «Влияние пренатальной и постнатальной жизнина развитие личности».

Клод Шодер«Заботиться о ребенке, что это значит сегодня. Как сделать так, чтобы наши детине страдали». 

Катрин Дольто
-Президент Архива Франсуазы Дольто авторитетный специалист в области аптономии-  науки об эмоциональном ипсихотактильном контакте между ребенком и его родителями и до, и сразу послеего рождения. Катрин Дольто, родилась в семье выдающегося французскогопсихоаналитика Франсуазы Дольто, . Франсуаз утверждала, что зачатие являетсявстречей втроем, а не вдвоем и боролась за признание ребенка с самого раннеговозраста отдельной личностью. Франсуаз Дольто -основательница  концепции «Зеленый дом».

"Зеленый
   дом"-
это место общения детей сродителями и с миром. Недавно "Зеленый дом"  вновь открылся в Москве
https://moszeldom.ucoz.ru 

В своей работе Катрин неизменно возвращается к теме,взаимопонимания
   детей и взрослых. Иесли Франсуаза Дольто посвятила себя взаимопониманию с   детьми с первых дней жизни, Катрин Дольтоищет это взаимопонимание с еще не  родившимся ребенком, продолжая великое дело своей великой матери.

Катрин Дольто - автор книг для детей и взрослых, как:
"Девять месяцев, чтобы  родиться", "Как здоровье?","Да здравствует сон", "Крупинка соли", "Вкус  жизни" и др..

Клод Шодер
-психолог и психоаналитик, профессор клинической психопатологии на кафедре  психологии в Страсбургском Университете,глава Ассоциации  "Читаем Дольто  сегодня").. Создал концепцию the"Maisonnee", структуру, по образу и подобию   Зеленого дома. Автор книг "Читая Дольтосегодня","Перенос в работе с  детьми" Научный руководитель исследования "Перинатальный период и родительство"

СИТИ КЛАСС
     (495) 7888869, (495) 6057983



Клод Шодер
говорил о том, какдетские проблемы перерастают в проблемы общества. Глубинный дискомфорт, природакоторого кроется в детских впечатлениях – может надолго оставаться источникомстраданий. Это касается всех слоев общества, не только низких социальных слоев.Противоправное поведение молодежи ужесточается и принимает все новые формы –как, например, видеосъемка агрессивных действий - в свою очередь обществотребует все более репрессивных мер в отношении молодых. 

Внутренние психологические проблемы имеют сознательные и бессознательные причины.Задача психоаналитика – найти ребенка в той части леса, где он заблудился ипозволить ему самому найти решение – тропинку к дому, шаг за шагом.Психотерапевт может и сам не знать, как идти – но он может помочь ребенку найтиэтот путь, не навязывая решений. Эта работа должна проходить в атмосферевзаимодоверия и напоминает рассказ, историю, эпопею, мифотворчество – этоистория, в которой могут быть разлуки и встречи, она развивается, в ней могутпроисходить символические события, все это помогает гуманизировать внутренниймир маленького человека.

  Клод Шодер советовал родителям учиться уметь внимательно слушать своегоребенка. И не стремиться исправить любой ценой, если он не такой, каким выжелаете его видеть. Ребенка в любом возрасте нужно воспринимать как личность. 

 Использование в психиатрии амфетаминов и тому подобных медикаментов Клод Шодерне считает правильным решением. Их часто прописывают гиперактивным детям,испытывающим трудности в учебе. Открытие воздействия такого рода медикаментов,которые помогают сконцентрировать внимание, повлекло изобретение болезни –гиперактивности, для того что использовать эти препараты в лечении. Сегодня 160 миллионовкоробочек в год приносят огромные прибыли предприятиям, в то время как в нем нуждаетсяне более 1-3% французских детей из всех, кому прописываются эти лекарства. Остальные детипривыкают к мысли о том, что проблемы решаются таблетками, что можно извнерегулировать аффекты. Многие взрослые действуют по той же схеме, например,принимая снотворное, в чем чаще всего нет необходимости.

Родители должны направить силы на уважение к ребенку. Необвиняя родителей, Клод приглашает их к размышлению о том, какими они хотятвидеть своих детей – дрессированными собачками? Химическими машинами,управляемыми с помощью таблеток? Или людьми, которые чувствуют, хотя порой и страдают…


Маленькая лучезарная женщина
Катрин Дольто – несмотря на то, что является автором многихбестселлеров – в первую очередь практик. «Когда ребенка носят как сверток – они чувствовать будет себя как сверток…» Почему так много взрослых людей,успешных на первый взгляд, не могут испытывать привязанность и любовь? Причинаэта кроется в раннем детстве. Многие проблемы кроются на подкорковом уровне.Чтобы продемонстрировать свою мысль она предлагает зрителям несколько разразвести и свести руки. А потом представить, что к вам приближается любимыйчеловек, которого вы хотите заключить в объятья – действие стало совсем другим,уже не механическим, включились подкорковые процессы. При этом невозможноприкоснуться к кому-то, чтобы другой человек при этом не прикоснулся к вам –контакты всегда обоюдны.

Будучи специалистом в
аптономии -науки об эмоциональном и психотактильном контакте между ребенком и егородителями до и после его рождения, она считает, что аптономию не стоитиспользовать одновременно с другими методиками, такими, как дыхательные,например, поскольку другие методики имеют в своей основе контроль наддействиями – нельзя одновременно и представлять ребенка и быть с ним единымцелым.

Для справки:

Аптономия – от hapto (касаться) и nomos (закон) – закон прикосновения.Основоположником учения называют голландского медика Франца Вельдмана, которыйвыжил в концентрационном лагере во время Второй мировой войны и после этогорешил, что многие проблемы взрослых существуют потому, что детей недостаточнолюбят в раннем возрасте. Он обратил внимание на реакцию ребенка, когда отецприкасается к животу матери. Плод может даже перемещаться от одной руки отца кдругой, а рождаясь, ребенок узнает голос отца среди всех остальных.

Катрин Дольто хоть и шутит, что завидует детям,которые не росли в семье детского психоаналиика, на самом деле унаследовала отсвоей матери Франсуазы Дольто не только способность понимать и уважать личность в ребенке, даже еще не родившемся, но и также и неординарныепрактические способности.

Ребенок понимает, чувствует не только то, что ему говорят,но и то, что думают и чувствуют взрослые, окружающие его, считала ФрансуазаДольто.  Ребенок беспокоится о родителяхне меньше, чем они о нем, с той только разницей, что ему – «незакаленному,неопытному - труднее нести груз родительских тревог». Она обнаружила, что речь,обращенная к еще не родившемуся ребенку обладает терапевтическим действием.

Франсуаз Дольто описывает развитие ребенка как ряд "символическихкастраций", испытаний. Первое из них – это рождение, когда ребенокфизически отделяется от матери, затем – когда ребенок расстается с родителями иодин оказывается в новой и чужой для себя социальной среде (например, в детскомсаду) и так далее – постепенно все более отдаляясь от матери, вплоть дообретения полной самостоятельности. Ответственность родителей заключается втом, чтобы помочь ребенку успешно пройти все эти испытания. 

И если Франсуаза посвятила себя взаимопониманию с детьми с первых днейжизни, Катрин Дольто ищет это взаимопонимание с еще не родившимся ребенком,продолжая дело своей великой матери.

Катрин Дольто проводит практические занятия с родителями,начиная с того периода, когда ребенок находится в утробе матери и продолжает сопровождатьребенка еще в течение нескольких лет после его рождения. Она не рекомендуетпытаться самостоятельно проводить такие занятия. 

    Лучше всего, если в занятиях принимает участие отец. Мать обязательнокто-то должен сопровождать. Если по каким-то причинам присутствие отцаневозможно, лучше, если это будет близкая женщина. Потому что «аптономия – этоне спектакль для плода», - шутит Катрин Дольто, - «а взаимодействие». Начинаяс третьего месяца дети слышат звуки, они ощущают звуки с помощью вибрациипозвоночного столба. После рождения дети узнают голоса людей, которыеобращались к ним. Подобные занятия дают понять ребенку, что кто-то есть внетого пространства, в котором он находится. «Мы не играем с ребенком, когдамать, например, спит», - шутит Катрин...
 Женщины, которые имели много детей, говорили, что после того, как онивпервые вступили в контакт с ребенком очень изменилось их состояние и отношение к беременности, даже их движения стали другими. Катрин говорит о том, чтоесли мать находится в контакте со своим ребенком – это всегда хорошо видно поее глазам.

Слух очень развит у детей уже в период внутриутробногоразвития. Громкие агрессивные звуки очень негативно действуют на него, такими,как например, громкая реклама, и не рекомендует женщинам оказываться под ихвоздействием. Ребенок не может закрыть уши руками, как это делаем мы, взрослыелюди, поэтому ребенок перед ними беспомощен и это вызывает проблемы со слухом вбудущем. Общаться с ребенком нужно тихо и нежно.

«Под влиянием дыхания матери ребенок качается вправо-влево. Мы можемнаучить ребенка качаться вверх-вниз и даже поворачиваться вокруг своей оси», -говорит Катрин. Дети запоминают эти игры и впоследствии предлагают матери«поиграть» - но если мать не поддерживает эту идею – ребенок быстроуспокаивается. У каждого ребенка свои предпочтения, но чаще им нравится менятьположение через каждые 7 секунд. Иногда случается так, что из двойни одномуребенку нравится двигаться вправо-влево, а другому вверх-вниз – представьте,какая буря начинает происходить в животе матери! Ребенок уже в утробе матери обнаруживает свой характер. Например, несмотря на сопротивление матери, онможет, преодолевая его, двигаться в сторону отца.  Когда вы приближаетесь к беременной женщине – качествовашего присутствия влияет на ребенка. Ребенок в утробе может испытывать дажестрах. Очень важно присутствие отца. Если отец сидит рядом на кровати и кладетрядом руку – ребенок «подползает» к руке.

Ребенок еще до рождения улавливает все, что происходит, чувствует малейшиеизменения вокруг. Когда взаимоотношения пронизаны чувствами со сторонывзрослых – ребенок отвечает тем же. Например, если мама  обращается к ребенку, стремясь прижать его ксвоей груди – живот приподнимается, ребенок отвечаетжеланию матери. Во время игр с ребенком становится очевидным, что он активнореагирует и отвечает на обращенные к нему слова, можно общаться с ним и дажеугадывать его характер. Ребенок перемещается в животе, заметны предпочтения уразных малышей к различным колебательным движениям. В дальнейшем можно такимобразом сопровождать ребенка во время родов.

Очень важно, если в момент рождения ребенококазывается окруженным близкими людьми. Ребенок после рождения переживает хаосчувств, важно, если после матери ребенка берет на руки отец и именно он первымпокажет ребенку вертикальное положение. Это положение организует сознаниеребенка и производит сильное впечатление на него. Очень хорошо, если этотпервый в жизни урок он воспримет на руках отца.

  После рождения ребенок чувствует себя «инвалидом» - в лоне матери он обладал пустьограниченной, но все же возможностью движения, после рождения он надолго теряетспособность двигаться. Из всех млекопитающих человеческое дитя наиболеезависимо от «гнезда». Большинство других детенышей способно искать себе пищууже через час. Человеку нужны годы, прежде, чем он обретет независимость. Чемдольше ребенок находится с матерью – тем легче впоследствии он адаптируется всоциуме.

Катрин Дольто приводит множество примеров из своей практики. Она «сопровождает»детей, начиная с периода беременности – и после их рождения в течениенескольких лет. В ее практике самые разные пациенты, много близнецов, нередкоей приходится сталкиваться с очень сложными случаями.И она и родители бывают очень удивлены, когда впоследствииподтверждаются многие наблюдения, сделанные еще до рождения детей. 
Во время работы онавсегда ведет записи, накапливая большой фактический материал, которые впоследствии использует в своих книгах.

Большое значение подобные методики имеют при работе с особо сложнымислучаями. В практике Катрин была женщина, которая 12 раз была беременной и ниразу не смогла родить живого ребенка.  Ееочередную беременность сопровождали несколько специалистов, в результате женщинаполучила нужную психологическую поддержку и родила здорового, спокойного ижизнерадостного ребенка.

Особенно чувствует ребенок свою нежеланность для матери – такие дети становятся«пленниками» матери в период беременности. «Отказные» дети сознают все, чтопроисходит, впоследствии эти дети чувствуют себя отверженными и чувствоотверженности сопровождает их всю жизнь.


Контакт с ребенком позволяет перейти на другой уровень во время родов, которыемогут стать уже не механическим «изгнанием» плода. Ведь ребенокзапрограммирован на рождение. Можно не изгонять ребенка из себя – а показыватьему дорогу.

Катрин отметила появление интересных современных методик родов без боли, в том числе в России. Известно, как актеры на сценеили люди в экстренных ситуациях забывают о боли – включаются в действиеприродные «морфины». Особенно большую роль в мобилизации материнских чувствимеет роль отца. В этом направлении можно достичь фантастических результатов.


Не претендуя на точное изложение всего, что было сказано КатринДольто во время встречи, в заключение отметим интересный факт: отец Катрин – БорисИванович Дольто, выходец из Росси, родился в Ставрополе и эмигрировал воФранцию в 1918 году, где получил образование врача-ревматолога. Впоследствии онстал создателем новой медицинской дисциплины – кинезотерапии. Возможно, русскиекорни также сыграли немаловажную роль в становлении Катрин как врача и какученого. Во всяком случае, приятно осознавать, что наши соотечественники вносятвклад в развитие мировой медицины.


Удивительно, что в последнее время именно французские детские врачидемонстрируют миру новые интересные идеи и достижения, основанные на гуманизме,любви, внимании и уважении к ребенку.

Еще об одном интересном достижении французских неонатологовиз Марсельской клиники, работающими над выхаживанием детей, родившихся раньшесрока, смотрите здесь.

Получите больше
информации на серии бесплатных мастер-классов
«Школа мам»
Записаться на мастер-класс