Спасибо за подписку!
Письмо с промо-кодом отправлено вам на почту
Подтвердите подписку и получите
3% скидку
на первую покупку!
Бесплатный звонок по России8-800-250-15-15
8-495-744-00-66

Детские коляски. Часть 6. Музеи, частные коллекции, исследования и источники

23.02.2014
Детские коляски. Часть 6. Музеи, частные коллекции, исследования и источники
МУЗЕИ И ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЯСОК


История детской коляски бережно сохраняется в музеях всего мира. Старые коляски пользуются любовью у коллекционеров и исследователей транспорта. Им уделено достаточно много места в экспозициях различных крупных музеев, как исторических и художественных, так и транспортных и технических. Среди них, например, -  Музей детства в Лондоне, в Великобритании (Museum of Childhood, Babies Gallery), Музей детства в Эдинбурге, Музей транспорта в Ипсвиче (The Ipswich Transport Museum) в графстве Саффолк, Великобритания. Еще один английский музей, в котором можно встретить коляску, которую королева Виктория покупала для своих детей  - Музей науки (Science Museum) в Лондоне на Эксибишн-Роуд. В музее детской коляски в Морицбурге можно увидеть немало сохранившихся старинных экземпляров, в том числе сделанных на первой  немецкой фабрике  колясок Неттера  (Deutschen Kinderwagenmuseum in der Moritzburg). Редкий экземпляр старинной детской коляски можно найти и в музеях детских игрушек, которые также очень распространены.
 
Много частных музеев детской коляски создано энтузиастами по всему миру. Один из таких энтузиастов - англичанин Джек Гемпшир. Коллекционер создал музей, один из самых крупных из основанных на частных коллекциях, который после смерти Гемпшира в 1995 г. называется Музеем колясок Джека Гэмпшира в Пэйлтоне (Jack Hampshire Pram Museum in Pailton).  


Джек Гэмпшир начал собирать коляски в 1970 году, когда стал понимать, что старые коляски начинают исчезать. Современная тенденция путешествовать с ребенком на автомобиле привела к окончанию эры многих выдающихся производителей колясок в Великобритании. С женой Вики он собирал коляски по всей стране много лет и привозил в свою усадьбу Беттенхэм 15-го века, недалеко от Биддендена в графстве Кент. Коллекция охватывает период более 130 лет, включает прекрасные образцы "мэйлкартов", колясок-экипажей эпохи короля Эдуарда (Edwardian Carriages), коллекции послевоенных периодов (после I и II Мировых войн), вплоть до современных колясок. В коллекции можно увидеть коляски известных британских производителей, преимущественно с люлькой (pram): Millsons, London Baby Coach, Marmet, Osnath, особенно много Silver Cross и Wilson. 


 

Фото из музея Джека Гемпшира 

  

Одна из интересных книг о старинных колясках, ставшая сегодня уже  библиографической редкостью - "Prams Mail Carts & Bassinets", написанная Джеком Гемпширом.


 

Небольшие частные музеи существуют почти во всех европейских странах, как, например, этот небольшой музей, который так и хочется назвать музеем ландо (musee du landau), но на самом деле это музей детской коляски, созданный в  небольшой деревушке Тибервиль на Севере Франции (на фотографии).



В небольшом городе Ростоки в пригороде Праги (10 км на север) есть музей, в котором можно полюбоваться старинными детскими чешскими колясками, свидетелями нежной любви к детям. В коллекции хранятся коляски с 1880 года выпуска.



Среди них знаменитая коляска на 8 рессорах, популярная в 1950-е годы. Коляски, выставленные в музее сделаны на заводе Liberta. Некоторые модели настолько просторны, что в них можно возить двойняшек или двух детей, родившихся один за другим. Есть здесь и складные коляски 1930-х годов, которые называли "спортивными". Образцы в музее принадлежат бренду HiCo (сокращенное название  Hirscеh). HiCo была основана в 1904 году и национализирована в 1948 г. На ее основе и была создана фирма  Liberta, продолжавшая выпускать складные коляски, которые были очень популярны, поскольку позволяли путешествовать с детьми.




Благодаря инициативе активистов существует музей, в котором сохраняются нидерландские коляски, которые также имеют интересную историю и многих из представленных в музее колясок давно уже не существует.  Музей находится в г. Лелистад (Lelystad, poppenenkinderwagenmuseum.nl).  



В музее представлены нидерландские коляски "Koelstra", "Van Werven", "Mutsaerts" of "Van Delft", из других стран - "Silver Cross", "Royale", "Marmet", "Torck", "Souplex" а также большая коллекция кукол и кукольных колясок.



Коляски в Лелистаде - не просто экспонаты, их вполне можно встретить на улице, например, при проведении парада старинных колясок. 
     




Параду посвящен свой сайт, на котором можно найти много интересных фотографий и видео (kinderwagenparade.nl). Много интересной информации о музее в Лелистаде можно почерпнуть также в Фэйсбуке на страничке Luxekinderwagen



Еще один музей колясок в Нидерландах распологается в г. Ньиволда (Nieuwolda, kinderwagenmuseum.nl).  Музей существует с 1905 года, начало положили 32 старинные коляски и куклы. Сегодня в музее хранится более 400 колясок, а также кукольные коляски и детские кроватки. Посещение музея вызывает ностальгические чувства, становится праздником для мам, пап и детей.  Музеем управляют Роб и Нелли Шлюп (Rob en Nelly Sloep), он открыт по выходным бесплатно.        


      
Экспонаты музея неизменно вызывают у посетителей волнение. Детская коляска связана с рождением ребенка и вид старинных "монументальных" колясок, которые когда-то являлись символами статуса и богатства, и сегодня не оставляют никого равнодушным. Кроме колясок в музее хранятся старинные куклы в корсетах, в специальных стендах выставлена детская одежда, в том числе крестильная, а также ложки и детские погремушки, которые, как считалось в 19 веке, отгоняли злых духов. Подробнее об истории погремушки читайте здесь.



Среди экспонатов музея найдутся даже щипцы для подгузников, которыми пользовались богатые дамы вне домашних условий, а также предметы ухода за ребенком из других стран, например, из Китая или Кубы, здесь можно встретить, к примеру, куклу, запеленутую по узбекским обычаям. В этом музее каждому хочется на минуточку вернуться в детство и устроиться в коляске, вновь почувствовать заботу родителей и открыть сердце воспоминаниям о первом знакомстве с миром.



В Нидерландах к коляскам относятся особенно трепетно - о еще об одном музее в Флиссенгене можно посмотреть здесь oudekinderwagens.nl, отсюда же увлекательное видео с рождественским парадом старинных колясок.  






Музей колясок в Морицбурге, Германия. В настоящее время формируется Научно-исследовательский центр немецкой коляски в музее Замка Морицбург (Цайц), в котором уже собрано большое количество немецкоязычных изданий, каталогов и архивных документов, посвященных истории детской коляски в Германии. Так что, возможно, сайт музея станет в скором времени более информативным.  


       

Эта старинная детская коляска хранится в американском Музее истории штата Висконсин. Коляска принадлежала семье McFetridge из Beaver Dam (1871).



Martha Aiken McFetridge, жена успешного фабриканта и мать 4 детей, прогуливалась с ней по паркам и тротуарам Beaver Dam в начале 1870-х. В этот период коляска находилась на пике моды и служила социальным стандартом викторианской эпохи. Изготовление такой коляски требовало больших затрат труда, она была очень дорогой и являлась не только функциональным предметом, но и элегантным символом статуса богатой семьи. Коляска хотя и сделана на манер конного экипажа, уже имеет "толкающую" ручку.  




Коляска 1930-1931 "Канангра Экспресс" (Kanangra Express) - один из экспонатов Национального музея Австралии (National Museum of Australia). Эта коляска принадлежала защитникам природы Майлсу и Маргарет Данфи, особенно известными в связи с  Нацинальным парком "Голубыые горы". Коляска получила такое название из-за сына Майлса и Маргарет, которого звали Мило Канангра Данфи. Он продолжил дело отца и был самым известным деятелем Австралийского Фонда Охраны Природы.



Старинная коляска 1860 года, сделанная венецианским ремесленником, из музея кукол  Кальтаниссетта (Museo delle bambole di Caltanisetta), Италия



В музеях бережно сохраняют историю своих брендов многие производители.  Как например, итальянская компания  Peg Perego, основанная в 1949 году Джузеппе Перего. Как часто бывает в этой области, первая коляска была создана им для своего сына и оказалась настолько удачной, что превратилась в успешную бизнес-идею. Если поглубже заглянуть в историю любого бренда колясок - практически всегда в ее основе коляски, созданные конкретными родителями для своих детей. Родительство словно "запускает" механизмы "интуитивного" понимания потребностей детей. А инстинкт заботы о ребенке и его защиты рождает много креативных идей.



На сайте префектуры Айти (остров Хонсю, Япония) нашлась такая коляска 20-х годов XX века, сделанная в эпоху Мэйдзи. Это ручная работа, сейчас найти такую коляску большая редкость, хранится в местном музее. Префектура Айти является родиной автомобильной промышленности в Японии, но перед этим она стала родиной отечественной коляски.



Один из самых ранних музеев в Европе, посвященный  материальной культуре детства, возник  у нас в России. Это Художественно-педагогический музей игрушки в Сергиевом Посаде, куда он перебрался из Москвы в 1931 г. Основан музей в 1918 г. художником и коллекционером Николаем Дмитриевичем Бартрамом (1873-1931). В коллекциях музея находятся экспонаты Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов. В музее, в частности, хранятся игрушки и предметы быта детей последнего русского императора Николая II.

      

Коляска второй половины 19 века из коллекции Музея игрушки в Сергиевом Посаде.



Кукольная коляска из Музея игрушек в Сергиевоем Посаде (коллекция императорской семьи).

           



Коляска с выставки А.Васильева «Мода в зеркале истории, XIX-XX вв», Москва, 2013        

 

А вот какие экземпляры были обнаружены в музее японской коляски Aprica, которые находятся в Научно-исслдовательском центре Aprica недалеко от Осаки. Эти уникальные коляски в разные годы украшали витрины бутика Aprica в Милане на знаменитой улице бутиков Via Montenapoleone. Самые известные дизайнеры Италии трудились над созданием этих уникальных экземпляров. Подробнее можно почитать здесь. 

 
Так выглядела первая Bugaboo выпуска 1994 года. Как рассказывает ее основатель Макс Баренбрюг, его изобретение немного опередило время - он создал коляску, с которой можно ездить на велосипеде, идти по улице, совершать пробежки и даже ходить в горы. Но рынок оказался не готов к инновации, поэтому изобретение пришлось немного модернизировать в соответствии со временем.  О колясках Bugaboo подробнее здесь.

 

А это наш директор Ольга Тесля в музее MACLAREN в Кельне. Первая коляска-трость, знаменитая B-01 и сейчас занимает главное, почетное место! Первая коляска, как и все последующие и по сей день, изготовлена из авиационного алюминия и коляски Maclaren остаются самыми легкими и прочными колясками-тростями а мире. Подробнее о бренде и колясках Maclaren 2013,  Maclaren 2012 



Первая коляска-трость Maclaren B-01 в лондонском музее детства (Victoria & Albert Museum of Childhood)



А на этой фотографии с модным в этом сезоне конвертом шведской фирмы Elodie Details можно увидеть самый настоящий раритет - это коляска Emmaljunga из Исторического музея в Стокгольме.

Материалы, использованные в серии статей "Детская коляска - 200-летняя метаморфоза":

Источники: 
- Карин Калверт, Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600 - 1900, США
- Jack Hampshire,.  Prams Mail Carts & Bassinets. (Коляски, мэйлкарты & Люльки), Великобритания, 1980 
- Mieneke Van Noort, De geschiedenis van de kinderwagen (История коляски). Издание музея колясок в  Ньиволда (Nieuwolda) в Нидерландах, продается в музее. В книге более 200 фотографий колясок и документов, начиная с 1886 года. Самый полный справочник по голландским коляскам.
-  Heinz Sturm-Godramstein,  Kinderwagen gestern und heute (Коляска вчера и сегодня), Германия, 2001
- Stephen Van Dulken, Inventing the 19th Century: The Great Age of Victorian Inventions (Изобретения XIX века: Великая эпоха Викторианских изобретений. От аспирина до цеппелина), Великобритания, 2002  
- Beatrice Fontanel, Claire D'Harcourt, Bebes du monde. Франция (Мир детей), 2002  
-   Beatrice Fontanel, Claire D'Harcourt. Baby, Säugling, Wickelkind. Eine Kulturgeschichte (Младенец, малыш, ребенок), Германия, 1998
- Diana  Dick, Yesterday's Babies, a History of Babycare. (Ребенок вчера: история ухода за ребенком), Великобритания, 1987
-  Jonathan Gathorne-Hardy, The Rise And Fall Of The British Nanny (Взлет и падение английской няни), Великобритания, 1993
-  Joseph Anthony Amato, On Foot: A History of Walking (Пешком: История прогулки),  США, 2004 

Иллюстрации:
Библиотека конгресса США (Library of Congress)
Библиотека Калифорнийского университета (University of California  Santa Cruz
Электронная библиотека Ломбардии  (lombardiabeniculturali.it

Электронная библиотека экспонатов коллекций музея детства в Лондоне (Museum of Childhood

Много полезного найдено в статьях о детском транспорте, истории немецких колясок, французских, а также интересная живопись - на страницах Википедии. Некоторые источники указаны по тексту в статьях серии "Детская коляска - 200-летняя метаморфоза". Также в статьях использованы собственные архивы и материалы Олант.   
   

Детство проходит, оставляя милые сердцу воспоминания. В этом и есть секрет нашего интереса к материальному миру детства. Но среди всех вещей, окружающих ребенка, самая эмоциональная привязанность остается к коляске - это и первая собственность и свидетельство связи с родителями и семьей и место, из которого нам впервые открылся большой и прекрасный мир. 


 

Фотограф Энди Прох. Из серии "девочка и кот Том" 


Перейти в раздел колясок


Предыдущие статьи серии    
"Детская коляска - 200-летняя метаморфоза"
Часть I. Прообразы современной коляски: тачки, тележки, детские экипажи и кареты
Часть 2. Викторианская эпоха в Англии. Изобретение коляски  
Часть 3. Коляски в Германии и в других европейских странах в XIX в.
Часть 4. Американская коляска, времена "Унесенные ветром"
Часть 5. Детские коляски в периоды демографических взрывов после I и II Мировых войн  


Статьи

UPPAbaby Vista – «кроссовер» премиум класса
Как вы думаете, справится ли будущий папа с покупкой коляски для малыша? Конечно, ведь выбор коляски по сложности можно сравнить, пожалуй, с выбором новой машины! Ведь нужно учесть столько нюансов! Бюджет, габариты, дорожное покрытие, по которому вы будете ездить, комфорт и эргономику салона, мягкость подвески, функциональность и дополнительные опции. Для того, чтобы будущим папам было проще сделать выбор, опишем коляску на привычном им языке - "автомобильном".
Комбинезон или комплект одежды Reima? Разбираемся вместе!
Современные родители сталкиваются с огромным ассортиментом одежды для детей, и здесь возникает логичный вопрос - а что именно нужно моему ребенку? К выбору верхней одежды на холодное время года мы рекомендуем подойти особенно ответственно. Один из популярнейших производителей одежды для детей - финский бренд Reima, знакомый практически каждой маме. Он завоевал сердца родителей по всему миру своим качеством, функциональностью и стильным дизайном. Сегодня само название бренда ассоциируется с комфортом и защитой от непогоды в любое время года.
"Для меня Олант - это рай" - Марина Величко
В субботу 15 октября состоялось торжественное открытие новенького магазина Олант в ТЦ "Метрополис". С уверенностью заявляем, что праздник удался, и в этом немаловажная заслуга наших любимых покупателей. А как же приятно получать от них восторженные отзывы, одним из которых мы с удовольствием делимся с вами. Наша постоянная клиентка, многодетная мама, блогер Марина Величко делится впечатлениями о новом магазине Олант. И если вы еще не успели его посетить, то после прочтения отзыва и просмотра фотографий вам наверняка захочется сделать это как можно скорее:)
наверх